«Из глубин» — Ваишлах — Борьба Яакова и Эсава

Дата: | Автор материала: Рав Симха Мандельбойм

4432

Недельная глава Ваишлах

Разделы об изгнании

Повествование о том, как Яаков пребывал в чужой стране, Тора делит на две части. В главе Ваеце рассказывается о его уходе из страны Израиля и пребывании в доме Лавана, а в главе Ваишлах говорится о его столкновении с Эсавом (и его ангелом) и возвращении в свою страну.

Хатам Софер (глава Ваишлах) объясняет, что эти главы соответствуют событиям и различным периодам, которые наступят в будущем для потомков наших праотцов во время изгнания. Мудрецы говорят (см. Рамбан, Берешит, 12:6): «Дела отцов – знак [будущего] для детей». Глава Ваеце соответствует периодам, когда еврейский народ достигнет обеспеченности и устойчивости в странах изгнания. А раздел Ваишлах – периодам, когда евреи будут унижены и преследуемы другими народами. Рамбан пишет (Берешит, 32:26): «Все это событие [борьба с ангелом в начале главы Ваишлах] намекает на то, что будет поколение среди потомства Яакова, над которым возобладает Эсав, и оно окажется на грани истребления… И что делали в поколении преследований [с евреями]? Приносили железные шары, раскаляли добела на огне и клали под мышку, и души уносились из тел. А были и другие поколения, когда с нами поступали еще хуже этого, но мы все выдержали и через все прошли. На это намекают слова: “И пришел Яаков в Шалем” – пришел целым и невредимым».

На все есть намеки в Торе

Чтобы найти еще больше аналогий между событиями с нашим праотцом Яаковом и тем, что произошло с его потомками, нужно обратиться к словам Маараля («Дерех Хаим», гл. 5): каждый из праотцов соответствует отдельному периоду в жизни нашего народа. Жизнь Яакова, по словам Маараля, связана с последним изгнанием – когда мы пребываем среди Эдома. Он говорит: «Это будет очень длинное изгнание, но в конце дней оно закончится, и придет благо».

Те, кто размышляют над отрывком об изгнании Яакова, увидят аналогию всему, что произошло с народом Израиля в эдомском изгнании. В первой части рассказывается, как Эсав хотел воевать с Яаковом за пределами страны Израиля. В конце говорится о возвращении Яакова в свою страну и войне его сыновей против ее обитателей. Мудрецы (см. Рамбан, 35:13 в конце) подробно рассказывают о трех больших войнах в стране Израиля в ту пору.

К сожалению, произошедшее с нашими предками случилось и с нами. Наши предки терпели в других странах бремя царства Эдома, которое воевало против евреев, и многочисленны были жертвы. А теперь, в наши дни, когда остаток народа вернулся в страну своих отцов, нам строят козни потомки Ишмаэля, которые уподоблены ослу (Берешит, 22:5): «Сидите себе здесь с ослом» (см. Йевамот, 62а). Вместе с этим в «Зоаре» (172б) говорится о жителях Шхема, что и они подобны ослу. Войны народов против евреев в наши дни аналогичны трем войнам, которые жители земли Кнаан вели против «родов Б-жьих». Это сравнение удивительно точно, как заметит всякий, кто думает об этом.

Конец изгнания

Повествование об изгнании нашего праотца Яакова подходит к концу, когда его сыновья избавляются от чужих богов, бывших с ними (Берешит, 35:2), и очищаются от всех внешних влияний. Тогда исполняется сказанное: «И был страх пред Всевышним на городах, что вокруг них, и не преследовали сынов Яакова» (там же, 35:5). Они заслуживают имя «Исраэль», указывающее на победу.

Далее (там же, 35:21) рассказывается, как сыновья Яакова пришли в место, называемое Мигдаль Эдер: «И двинулся Исраэль, и раскинул свой шатер напротив Мигдаль Эдер». Йонатан бен Узиэль открывает, что в этом месте в будущем явится Машиах: «Оттуда до Мигдаль Эдер – до места, где явится царь Машиах в конце дней». Смысл в том, что это действие является знаком завершения изгнания в конце дней.

Мы молимся, чтобы и для нас поскорее наступил благополучный конец изгнания Яакова, когда мы достигнем места, называемого «Мигдаль Эдер», соответствующего приходу нашего праведного Машиаха.

Борьба Яакова с ангелом Эсава

Показав, сколько тайн в деталях событий с нашими праотцами, и сколько событий, происходящих в будущем, заключено в них, мы подходим к отрывку о борьбе Яакова с ангелом Эсава. Мы хотели бы открыть внутреннюю суть этого эпизода и его глубину, надеясь увидеть в нем «знак для детей». В Торе написано: «И остановился там той ночью, и взял из того, что было в руке его [того, что было в его владении] приношение своему брату Эсаву… И пошло приношение перед ним, а он остался на ночь в стане… И остался Яаков один, и боролся человек с ним до утренней зари. И увидел, что не может одолеть его, и прикоснулся к бедру Яакова, борясь с ним» (Берешит, 32:14, 25-26).

Раши комментирует: «”И остался Яаков” – забыл маленькие сосуды и вернулся за ними. “И боролся человек” – “боролся” (יאבק) происходит от слова “пыль” (אבק), поскольку они поднимали пыль своими ногами во время движения… Наши учителя объясняли («Берешит Раба», 77), что это был ангел Эсава» (см. Бааль а-Турим: «Гематрия ”человек с ним” – равна гематрии “Эсав Эдом”»).

Мудрецы отметили, что Тора называет конфликт словом маавак и толковали (Хулин, 91а, см. «Зоар», Ваишлах): «Сказал раби Йеошуа бен Леви: Это учит тому, что они поднимали ногами пыль до престола славы. Здесь написано: “Борясь (בהאבקו) с ним”, а там написано: “И облако пыли (אבק) ног его”». Бааль а-Турим нашел дополнительный намек на это: «И боролся» (ויאבק) по гематрии равно словам «престол славы» (כסא הכבוד).

Многое в этом отрывке вызывает удивление:

1) В чем смысл конфликта между Яаковом и ангелом Эсава?

2) Почему Тора называет этот конфликт словом маавак, происходящим от корня авак(пыль)? [Слово маавак в современном иврите также означает конфликт и происходит именно из этого места в Торе. Более того, в этом смысле оно не упоминается ни в Танахе, ни в Мишне ни в Талмуде.]

3) Что имели в виду мудрецы, говоря, что Яаков и ангел поднимали пыль до престола славы?

Ключ к пониманию вопроса

Мудрецы открыли нам, что конфликт между ангелом Эсава и нашим праотцом Яаковом не был простой ссорой. Все страшные конфликты между народами – лишь малые подобия этого противостояния. Война Яакова с ангелом Эсава была войной за вечность. Она должна была определить будущее нашего народа. И благодаря победе Яакова была установлена участь еврейского народа на все поколения. Вот что говорят об этом наши мудрецы («Шир а-Ширим Раба», гл. 3, 1, согласно комментаторам): «Все торговцы… все товары… все войны, которые ведет и выигрывает Израиль… вся Тора, которую евреи исполняют в нашем мире – в заслугу борьбы Яакова [с ангелом Эсава]».

Ангел народа указывает на его суть и особое качество («Михтав ми-Элияу», ч. 3, стр. 216). Ангел Эсава – это сам Сатан, который и является его внутренней сутью. Нападение Сатана на Яакова было попыткой сил зла унизить и подчинить себе всю совокупность добрых сил, представляемых Яаковом. Однако наш праотец победил в этой борьбе, и это стало знаком того, что Израиль, в конце концов, одолеет силы зла.

Выяснив общую идею, предложим два подхода к пониманию ее глубинного смысла.

Первый подход. Борьба за одежду

Наши святые мудрецы открыли тайну этой недельной главы, но затем вновь спрятали ее в иносказании. Постараемся разобраться в их словах. Гемара (Авода Зара, 11б) рассказывает о странном празднике, который вроде бы отмечается в царстве Эдома раз в семьдесят лет: «Еще одно есть в Риме: раз в семьдесят лет приводят здорового человека, сажают верхом на хромого, облачают в одежды Адама и надевают ему на лицо кожу раби Ишмаэля… И провозглашают перед ним: “Брат нашего господина – обманщик… чем поможет лжецу его обман?”»

Раши комментирует: «”Здоровый человек” – это намек на Эсава. “Хромой” – на Яакова, у которого было повреждено бедро. То есть Эсав все еще властвует над Яаковом. “Одежды Адама” – те самые красивые одежды, что были у Эсава. “Брат нашего господина – обманщик” – Яаков обманул Эсава и хотел получить благословение, чтобы быть господином брата своего… “Чем поможет обманщику” – Яакову, обманувшему Эсава и взявшему его благословение».

Маараль («Нецах Исраэль», гл. 16) помогает нам найти разгадку слов мудрецов: «Хромота Яакова указывает на недостаток. Если бы он был совершенным, ангел не смог бы одолеть его и не коснулся бы его бедра. И тогда Эсав тоже не мог бы править в мире. Ведь этим ангелом был покровитель Эсава, а Эсав был полноценным. Это приводит к тому, что Эсав сидит верхом на хромом Яакове, показывая, что властвует над ним. Поэтому они приводили здорового человека и сажали на хромого.

И сказано, что облачали в одежды Адама. Дело в том, что у первого человека были два качества: первое – Б-жественный образ, с которым он был сотворен, а второе – почет и слава, соответствующие его внешним облачениям. Раби Йоханан называл одежду своим “почтением” (Шаббат, 114). Есть разница между образом и одеждой: образ по сути своей является Б-жественным достоинством, а одежда – лишь внешняя слава, проявляющаяся по отношению к окружающему миру.

Наш праотец Яаков унаследовал часть качеств первого человека. Он унаследовал Бжественный образ, а Эсаву достались лишь одежды – великолепие и слава, внешняя значимость. Поэтому написано: “И взяла Ривка красивые одежды Эсава, старшего сына своего… и одела своего младшего сына Яакова”. Наши учителя объяснили («Берешит Раба», гл. 63), что Эсав унаследовал от Адама его одежду. Это указывает на почет, данный Эсаву, как написано в отношении Адама (Теилим, 8): “Славой и великолепием увенчаешь его”.

Об этом и сказано: “И облачают его в одежды Адама” – из-за недостатка у Яакова в его Бжественном образе Эсаву дана сила властвовать над ним и красоваться одеждой первого человека, которая указывает на почет и самовозвеличение Эсава. Гемара говорит, что на него надевали кожу раби Ишмаэля-первосвященника. Это красота, достойная именно первосвященника, но ее отняли в поколениях преследований и забрали у Израиля. Эдом облачает себя в эту красоту, поскольку это также важно для него».

Маараль открыл нам «очень важные вещи» (так он сам называет это в конце главы). Постараемся объяснить выученное из его слов, добавляя цитаты из других мест.

«Два народа в чреве твоем»

Два наследника было у первого человека – Яаков и Эсав. Яаков был главным его наследником: «Красота Яакова подобна красоте первого человека» (Бава Меция, 84а). Он унаследовал от Адама Б-жественный образ – внутреннее и основное его достоинство. Вот почему Яакова называют «человеком» (адам) – ведь он и был настоящим Адамом (Маараль, «Хидушей Агадот», Авода Зара 72).

Практическое выражение и проявление этого Б-жественного достоинства – одежды. Они означают царственность, власть и важность. Такой внешний почет также надлежало получить Яакову, поскольку он унаследовал Б-жественный образ. Эсав, близнец Яакова, тоже сумел унаследовать достоинства Адама. На это намекает Тора, говоря (Берешит, 25:24): «Два народа в чреве твоем». Маараль комментирует: «”Народы” (гоим) происходит от слова “гордые” (геим), и это намекает на народ Израиля и на Эдом, у которых есть особенность – они оба “гордые”… У эдомитов до сих пор принято чрезвычайно красоваться одеждой – больше, чем у других народов, – а также постройками… Евреи тоже испытывают тягу к [этому почету] ввиду своего достоинства и важности».

Однако есть существенное различие между наследством Яакова и наследством Эдома: «Ибо Эдом действует с важностью… и важность эдомитов – в их поведении, они сами придают себе большое значение, а важность евреев – в их сути» («Нецах Исраэль», гл. 7). Иными словами, внешняя важность Израиля – это следствие внутренней высоты, а Эсав сумел приобщиться лишь к внешнему аспекту достоинств Адама – только к «одеждам», как говорит Маараль («Хидушей Агадот», Авода Зара, 10б): «Эсав уподобляется своей одеждой и имеет облик Адама. Но он не Адам, а лишь обладает (внешним) обликом».

Благословения

В соответствии со сказанным можно понять, почему наш праотец Ицхак решил благословить Эсава. Ведь эти благословения были фактическим выражением силы «одежд», которые тот унаследовал. Они включали две части (Берешит, 27:28): благословение богатством – царский стол, как сказано: «И даст тебе Всесильный от росы небесной…», и благословение царством и значимостью: «Будут служить тебе народы, и преклонятся перед тобой племена».

Однако Ривка, благодаря святому духу постижения, знала, что если Эсаву дать почет и власть, он со своим потомством поработит Израиль сверх всякой меры, и дом Яакова уже не восстанет из этого состояния. Поэтому она облачила Яакова в одежды Адама, чтобы и у него был удел в их силе. В этой одежде он должен был войти к Ицхаку для получения благословений, – практического выражения этой силы одежд. И высшее провидение распорядилось так, что поступок этой праведницы удался – Яаков получил «благословение одежд». Это привело к тому, что Эсав потерял свою долю в них – осталось лишь одно: «Когда [Яаков] опустится [т.е. отойдет от Торы], то свергнешь иго его со своей шеи» (Берешит, 27:40). Только если Яаков упадет со своего духовного уровня, Эсав получит обратно свою долю.

Борьба

Борьба между ангелом Эсава и Яаковом выражала стремление Эсава распространить на Яакова и его потомство свою власть. Это была внутренняя сторона той войны, которая должна была разразиться вскоре после этого: «И вот Эсав пришел, и с ним – четыреста человек» (Берешит, 33:1). Действительно, ангел Эсава не сумел осуществить свой замысел – Яаков оказался достоин Б-жественного образа на своем духовном уровне. Впрочем, эта победа стала знаком того, что Яаков будет побеждать Эсава и в следующих поколениях: «Все войны, которые совершают и выигрывают евреи… в заслугу той борьбы Яакова с ангелом Эсава» («Шир а-Ширим Раба»).

Однако какой-то недостаток у Яакова все же нашелся, и в силу этого Эсав сумел увенчать себя его короной, прославиться с помощью одежды Адама и обрести власть над Яаковом. На это Тора намекает в словах: «И поразил бедро его».

В этом смысл того празднования, которое проводилось в Эдоме раз в семьдесят лет. Оно было призвано доказать, что Эсав все еще правит Яаковом, пораженным в бедро. В каждом поколении, пока Яаков еще не исцелился от хромоты, Эдом продолжает праздновать. Это служит выражением той обвинительной силы, которая продолжает утверждать, что Яаков получил благословения обманом, и что они принадлежат Эсаву: «И провозглашают перед ним… Чем поможет обманщику обман его?»

«Не отпущу тебя, пока не благословишь меня»

Когда наш праотец Яаков победил ангела Эсава, то потребовал от него признать благословения Ицхака (Берешит, 32:25-28): «Не отпущу тебя, пока не благословишь меня» (см. Раши; «благословишь» – признаешь благословения отца моего [Ицхака], которые оспаривает Эсав). Ангел отозвался на просьбу: «И сказал: не Яаков будет имя твое, а Исраэль, ибо боролся ты с ангелом и людьми, и превозмог» (там же, 29). Раши комментирует: «Теперь будут говорить, что благословения достались тебе не обманом и хитростью, а благодаря силе и открыто. В итоге Святой, благословен Он, явится тебе в Бейт-Эле и изменит твое имя. Там Он благословит тебя, и я буду там и признаю это».

Из всего сказанного становится ясно: прежде Эсав заявлял, что все величие, обещанное в благословениях, не положено Яакову. Он утверждал, что сам – истинный наследник одежд, а Яаков получил благословения хитростью и незаконно: «И сказал: не зря дано имя ему Яаков, ибо он уже дважды обошел меня (яаквени)» (Берешит, 27:36). Но когда Яаков победил ангела Эсава и показал, что совершенен в своих достоинствах и в образе Б-га, это стало свидетельством того, что почет и одежды пришли к нему заслуженно.

Не имея альтернатив, ангел согласился с Яаковом в этот раз: «Не Яаков будет имя твое» – у Эсава больше не будет аргумента, будто благословения достались тебе обманом. «А Исраэль» – это указывает на власть (срара) и открытое действие. Благословения действительно твои по закону, и мы больше не можем требовать их себе.

Следовательно, в борьбе с ангелом Эсава раскрылось, что первородство и благословения достались Яакову в силу его достоинств. В этом и состояло признание ангела – он больше не находил возможности обвинять, и был вынужден признать, что первородство Яакова –законное.

«И взошло ему солнце»

Благословен Г-сподь, который сотворил естественную силу для исцеления Яакова: «И взошло ему солнце, когда он перешел Пнуэль, и он хромал из-за бедра» (Берешит, 32:32). Раши комментирует: «”И взошло ему” – для него, чтобы исцелить его хромоту, как сказано (Малахи, 3): “Солнце справедливости с исцелением на крыльях”. На сколько времени раньше оно поспешило зайти ради него, когда выходил из Беер Шевы, на столько же теперь поспешило взойти ради него».

Определение этой целебной силы солнца дается у Маараля («Нецах Исраэль», конец гл. 16): «[Солнце указывает на порядок мира] ибо солнце правит миром. Солнце – это порядок мира, а порядок исцеляет нашего праотца Яакова от хромоты. Когда Яаков хромает из-за бедра, в этом проявляется изменение мирового порядка. Поэтому солнце, управляющее мировым порядком, исцеляет Яакова от хромоты, и мир возвращается к своему порядку».

Смысл сказанного в том, что величие Эсава – всего лишь попытка обрести внешнее величие. По правде говоря, оно должно принадлежать Яакову, так как это в нем присутствует Б-жественный образ. А значит, власть Эсава не может утвердиться, – ведь у лжи «нет ног». Когда взошло солнце, указывающее на порядок, где у каждой вещи есть свое место, – слава вернулась к Яакову. Слава, по сути, относится к Яакову, а Эсав всего лишь пользуется его долей, при том, что у него самого недостаточно заслуг. Поэтому «взошло ему солнце» – для него, чтобы исцелить его. Это солнце исцелило Яакова от власти Эсава.

Вечное сияние

В конце мудрецы говорят (Авода Зара, там же): «А заканчивают [праздник] так: “Горе этому, когда встанет тот”». Раши комментирует: «Горе Эсаву, когда встанет Яаков».

Смысл в том, что способность Эсава облачаться в одежды Адама ограничена периодом, в течение которого Яаков хромает, то есть пока у него сохраняется недостаток. Но когда он восполнит его (благодаря страданиям в изгнании и тшуве), к нему вернется эта одежда. И горе Эсаву, когда проявится в действии это внутреннее достоинство Яакова. Тогда станет ясно, что вся его слава тщетна, пуста и поверхностна.

Заключение

Хотя для Яакова солнце взошло, и он излечился, мы еще не удостоились восхода солнца, и Эдом продолжает «праздновать» (в контексте сказанного «дела отцов – знак [будущего] для потомства»). Они по-прежнему «едут верхом» на Яакове, у которого поражено бедро, и красуются своими одеждами. Мир ценит и уважает тех, кто придерживается культуры Эдома, тогда как верные сыны Израиля унижены. На это есть намек в конце главы (Берешит, 33:2): «А Рахель и Йосефа – последними». Гемара объясняет (см. «Эвен Шлема», гл. 1, прим. 31): «Это ученики мудрецов, которые унижены (более) всех, и которые называются именем Рахели, оплота дома».

Явное величие и слава сынов Эдома, в конечном счете, не сохранится. Вся их слава – поверхностна, но в итоге раскроется, кто обладает ей на самом деле. Мы должны всеми силами придерживаться истинных ценностей – внутреннего Б-жественного образа. И нам нельзя соблазняться иллюзорной славой Эсава. В итоге мы удостоимся увидеть восход солнца и раскрытие истинной реальности, и для нас исполнится то, о чем восклицали во время празднования: «Горе этому, когда встанет тот!»

Второй подход. Борьба мировоззрений

Понятие «все» против понятия «много»

До сих пор мы изложили один подход к объяснению сказанного в нашей главе. Теперь мы собираемся открыть еще большую глубину. Ключ к пониманию темы лежит в прояснении различия между Эсавом и Яаковом.

Далее в недельной главе можно увидеть разницу в речи Эсава и Яакова. Раши отмечает, что эта разница в высказывании отражает сущностное различие между ними. «И сказал Эсав: у меня есть много, брат» (Берешит, 33:9). Раши комментирует: «Эсав говорил на языке гордыни – “у меня есть много”, больше, чем мне требуется. [Но Яаков сказал] “У меня есть все” (там же, 11) – все, что мне нужно».

Слово «много» придает наибольшую важность внешнему обилию. Эсав показывает, что всю жизнь стремился выделиться преумножением внешнего величия и гордился этим перед окружающими. И сам Эсав называется «большим» (Берешит, 25:23): «И большой будет служить малому». Его народ в будущем получит название Рим (Роми) в связи с возвышением (итромемут) и величием (см. «Гур Арье», Берешит, 36:43), так как в этом его суть.

В отличие от него, наш праотец Яаков называется «малым Яаковом» (Хулин, 60б), а его сыновья стали любимы Всевышним, поскольку сделали себя «немногим» (Дварим, 7:7). Мудрецы говорят (Хулин, 89а): «”Не потому, что вы больше всех народов, пожелал вас Бг… ибо вы малые” – сказал Святой, благословен Он, Израилю: Я благоволю к вам, ибо даже в час, когда дарую вам величие, вы уменьшаете себя передо Мной». В соответствии с этим, качеством Яакова была истина (Миха, 7:20): «Дашь истину Яакову». Вот почему у него не встретишь даже части от того внешнего самовозвеличивания, и сам он говорит: «У меня есть все». Яаков видел в своем богатстве лишь средство для поддержания жизни, а не для гордыни и возвеличивания. Поэтому он отказался от всего лишнего и отдал его в дар Эсаву, обосновывая это тем, что у него есть все, – то малое, что осталось, достаточно для его нужд, и нет никакой необходимости в добавке.

«Этот малый большим будет»

Наш мир на языке мудрецов называется «миром лжи» (см. «Зоар», Ваешев, 192б), потому что допускает и создает воображаемую иллюзию, оставляющую место для внешних, притязающих на величие сущностей. Но это состояние нашего мира – временное. В конечном счете истина раскроется. Звание «большой», данное Эсаву, – это временное звание, принадлежащее нашему миру. В будущем все перевернется, и этот «большой» станет малым. Ведь, с точки зрения истинного взгляда, внешнее возвеличивание означает лишь ничтожность разума и сокрытие истины. А «малый» в мире истины проявится как большой и важный, именно ему принадлежит настоящая вечная реальность.

Рабейну Бехайе объясняет этот принцип (Берешит, 27:1): «”И позвал Эсава, старшего сына”. Отец назвал его большим (т.е., старшим), и мать назвала его большим, как написано: “И взяла Ривка одежды Эсава, своего большого сына”. Но Святой, благословен Он, назвал его “малым”, как сказано: “Вот малым делаю тебя среди народов”. Большому быку нужен большой резник… Но Яакова, названного малым “И позвала Яакова, своего малого сына”, Всевышний назвал великим: “Кто сей великий народ…”»

Отсюда мы учим, что внешнее возвеличивание Эсава приводит к тому, что его истинное значение уменьшается до полного исчезновения. В отличие от этого, способность Яакова уменьшать себя – это его настоящие слава и величие.

Вожди и князья

Следуя нашему подходу, можно понять, почему Тора называет правителей Эдома алуфим (Берешит 36:15), а правителей Ишмаэля несиим (Берешит 25:16). Этот вопрос становится еще более актуальным в свете Таргума Онкелоса, который оба эти слова перевел одинаково – «великий» (рава). Почему же Тора различает между ними?

Маараль объясняет, в чем тут дело (начало «Гвурот Ашем», третье предисловие). Суть сводится к тому, что слово наси относится к человеку, который возносится (митнасе) в силу особых достоинств, которых нет у других. Слово алуф указывает на возвеличивание, лишенное внутренних достоинств. Это «царство без короны» (Санедрин, 105а), у которого нет собственного величия. Это слово происходит от «тысячи» (элеф) – самого большого числа, имеющего собственное название. (Риво – это просто увеличение тысячи, десять тысяч, но не новая числовая система – в святом языке также нет слов для миллионов, триллионов и т. д.)

Согласно этому принципу, понятно, почему Писание называет глав Эдома алуфим. Они возвеличивают себя, не имея короны и настоящего величия. С другой стороны, у глав Ишмаэля есть некий аспект высоких качеств, ведь у них есть вера и благодеяние.

Вернулся за маленькими сосудами

В свете принципов, объясненных выше, можно разобраться с деталями. Вернемся к началу главы (Берешит, 32:25): «”И остался Яаков один” – забыл маленькие сосуды и вернулся за ними» (Раши). Старание Яакова в одиночку перебраться через воду ради маленьких сосудов показывает, что каждая часть его имущества воспринималась им как «все». Каждая вещь была важна для него. В отличие от этого, если кто-то придает значимость своему имуществу в виду его количества (а не из-за подлинной нужды в предмете), он не станет утруждать себя ради мелкой и не особенно ценной вещи.

Более того, главной особенностью и достоинством нашего праотца Яакова была «святость», как сказано (Йешаяу, 47:4): «Святой Исраэль» (Маараль объясняет это во многих местах, см. «Гвурот Ашем», гл. 67). На это намекает само имя Яаков – «Йуд-Экев». Буква йуд, означающая мысль и разум (см. Раши, Шмот, 15:1), нисходит на пятку (экев) – самое низкое место в теле человека. Яаков возвысил все свои поступки к святости. Он посвятил всю жизнь высшей цели и использовал ради нее все, что имел. Вот почему он вернулся за маленькими сосудами. У нашего праотца Яакова не было ни одного лишнего предмета. Каждая его вещь, даже самая крошечная, вносила свою лепту в высшую святость.

Качества Яакова и Эсава противоположны. Эсав осквернял каждый поступок нечистотой внешнего самовозвеличивания. (Об этом мудрецы говорят: «Голова Эсава погребена в пещере Махпела» – он не удостоился облачить свою мысль [голову] в поступки [тело], а тем более довести до пятки.) Эсав не придавал никакого значения маленьким вещам, поскольку они не могли помочь ему обрести величие: «И сказал Эсав: у меня есть много, брат мой, пусть твое будет с тобой» (Берешит, 33:9).

На достоинство Яакова есть намек во фразе: «И остался Яаков один». Он жил «в одиночестве» – в своем внутреннем мире, не стремясь привлечь к себе взгляды других и показать им свое богатство и собственность. Это и заставило его вернуться за маленькими сосудами, которые он забыл. И поскольку в этом поступке нашло наиболее яркое выражение его величие и особенные качества, именно тогда «боролся человек с ним», – ангел Эсава стал завидовать его добродетелям и захотел сбросить его с его духовной ступени.

Борьба в «пыли»

Наши мудрецы открыли, что оружием, которым пользовался ангел, чтобы одолеть Яакова, была пыль. Постараемся объяснить их слова.

В «Зоаре» написано (Ваишлах, 170а): «Пыль (אבק) не приносит плодов в мир. Поэтому “боролся (יאבק) человек с ним”. Он пришел и воссел на эту пыль, чтобы обвинить Яакова».

В меру нашего понимания можно объяснить сказанное. Есть субстанция, называемая афар (עפר) – мелко измельченная земля, и другая, которая называется пеплом (אפר). Афар – это земля, символ будущего, из нее вырастает всякий плод и урожай. В отличие от нее, пепел (остающийся после сожжения) не приносит плодов. Он указывает на прошлое, которое ушло, не оставив надежды на будущее. Это небытие, лишенное жизни. «Зоар» говорит, что авак аналогичен пеплу – это еще один материал, из которого ничто не вырастает. Авак – это материал, которым невозможно воспользоваться.

Итак, авак бесполезен и означает небытие – пыль, поднимавшаяся в борьбе, символизирует внешний след от конфликта. Показное самовозвеличивание, скрывающее внутреннюю суть, то есть самих борющихся. Мы также находим у мудрецов, что они пользуются словом авак, говоря о чем-то второстепенном или неявном, – например, в выражении «авак злословия» (Бава Батра, 165а), «авакпроцентов с долга» (Бава Меция, 61б).

Целью ангела Эсава было оказать влияние на Яакова своей «культурой пыли», суть которой – внешнее самовозвеличение и наделение ценностью второстепенных вещей. Она считает важными вещи, у которых нет будущего, и которые не приносят плодов.

Ангел Эсава желал захватить весь мир себе во владение и подчинить его своей культуре. Действительно, «пыль» Эсава покрыла весь мир. Но было одно место, куда она не проникла, – престол славы (см. в цитате, приведенной выше). Ведь там, где свет истины сияет без сокрытия, ложным взглядам Эсава не за что было ухватиться. Престол славы – это место, находящееся за пределами внешнего многообразия; место, где сияет свет истинной реальности, и Всевышний превозносится над материальным миром.

«И коснулся бедра его»

Несмотря на старания ангела одолеть нашего праотца Яакова, ему не удалось победить человека истины: «И увидел, что не может справиться с ним» (там же, 26) – Яаков остался чистым от влияния этой внешней культуры.

Однако ангел все-таки отыскал слабую точку, через которую сумел превозмочь его в определенной степени – «И коснулся бедра его».

«Зоар» объясняет смысл этого «бедра» (Ваишлах, 170б): «365 жил человека соответствуют 365 запретам и 365 дням года. Жила, называемая гид анашесоответствует девятому Ава – дню, который отдан в удел Сатану (Самаэлю). Вот почему сыны Израиля не едят эту жилу, и вместе с тем 9 Ава они вообще не едят и не пьют. И каждый, кто не постится 9 Ава, словно съедает эту жилу».

Постараемся объяснить сказанное. Второй Храм был разрушен девятого Ава силами греховного царства Эдома. Грехом, приведшим к этому, была беспричинная ненависть. Если задуматься над причиной этой ненависти, станет ясно, что она кроется в главном качестве Эдома. Когда один человек возвеличивает себя над другим, это заставляет его ненавидеть того без всякой причины. Ведь само существование другого уже способно приуменьшить ощущение величия и исключительности ненавистника. Следовательно, грех, приведший к разрушению Храма, был следствием ранения той самой жилы. Из-за этого ранения, пусть и в крохотной мере, эта «пыль» Эсава просочилась в сущность Яакова, и когда эта сила укрепилась в народе Израиля, Эдому была дана возможность разрушить Храм. Это произошло девятого Ава – в день, соответствующий этой жиле. Исправление этого греха заключается в посте девятого Ава, который сводится к желанию отменить и устранить силу этого дня (еда означает прибавление жизни, а воздержание от нее, в некоторой степени, указывает на смерть и небытие). Вот почему сыны Израиля не едят эту жилу – так они выражают отвращение и уход от этого качества. Аналогично этому мы не едим девятого Ава – в день, соответствующий этой злой силе, – а скорбим из-за греха беспричинной ненависти, разрушившего наш Храм.

Дополнительное объяснение

В «Зоаре» (171а) есть еще одно объяснение того, на что намекает каф ерехо (бедро). Там говорится, что оно относится к «подпоркам Торы». В книге «При Цадик» («Ковец Минха», 37) написано, что «Зоар» имеет в виду таких евреев, которые сами не являются знатоками Торы, но поддерживают ее знатоков своим имуществом. Согласно объяснению получается, что ангел Эсава намеревался нанести удар по системе ценностей зажиточных евреев, чтобы они стали больше ценить внешнее величие, выпавшее на их долю, и в сердце своем начали презирать трудящихся над Торой, поскольку она не приносит почестей, и ей невозможно покрасоваться. Вследствие этого богатые перестанут поддерживать изучающих Тору, и материальная база, на которой она держится, пошатнется. Не нужно долго размышлять, чтобы увидеть, как это осуществляется у нас на глазах.

Промежуточный вывод

Итак, мы выяснили смысл слов «И коснулся бедра его». Это проникновение «пыли» – внешнего самовозвеличивания – в народ Израиля. Когда ангелу Эсава удалось причинить небольшой вред Яакову, это стало знаком того, что в дальнейшем случится с его потомками, когда царство Эдома победит Израиль и приведет к разрушению второго Храма. Мы до сих пор пребываем в этом горьком изгнании, под властью «людей пыли», и сами, к сожалению, подвергаемся влиянию их мыслей и методов.

Свет избавления

Благодаря какой силе мглу прорежет свет избавления? Что сможет рассеять мрак изгнания и уничтожить нечистоту внешнего возвеличивания, озарить истинную реальность?

Ответ находится в начале главы Ваешев – в месте, говорящем об избавлении Яакова после его изгнания (описанного в главах Ваеце и Ваишлах).

«И поселился Яаков в стране, где жил отец его…» (Берешит ,37:1). Наши мудрецы рассказывают чудесную притчу («Берешит Раба», 84:3, см. Раши): «”И поселился Яаков”. Ехал торговец льном, и верблюды его были нагружены льном. Кузнец удивлялся: где же уместится весь этот лен? Один умник сказал ему: одной искры из твоих кузнечных мехов хватит, чтобы сжечь его весь. Так и Яаков: увидел вождей, о которых написано выше, удивился и сказал: “Кто же сможет победить их всех?” Но что написано далее? “Вот потомство Яакова – Йосеф”, и написано: “И будет дом Яакова огнем, дом Йосефа – пламенем, а дом Эсава – соломой”. Искра выйдет из дома Йосефа, уничтожит и сожжет их всех».

В этих словах мудрецов есть намек на тайну избавления. Постараемся разобраться в этом. Эсав был благословлен неограниченным изобилием, подобно огромному количеству льна. А принцип Яакова – «скромно ходить перед Б-гом», хранить внутреннюю истину. Именно Йосеф, сын Яакова и Рахели, был избран среди остальных своих братьев, чтобы «сжечь лен» – победить Эсава. Ведь Йосеф особенно тщательно усвоил принцип скрытности, унаследованный от отца и матери, как сказано («Берешит Раба», 71:5): «Рахель взяла себе в удел молчание, и все ее дети были хранителями тайны». Вот почему «и будет дом Яакова огнем, дом Йосефа – пламенем, а дом Эсава – соломой». Эсав и его вожди уподоблены соломе, которой много по количеству, но истинная ее ценность мала. Одна искра, исходящая от Йосефа, способна сжечь ее всю. Раскрытие чистой истины в силах полностью уничтожить сильное количественное множество Эсава. Ведь это множество, лишенное содержания.

Отсюда мы учим, что для победы над царством Эдома нам нужно укрепиться в качестве Йосефа – скрытности и сосредоточенности на внутреннем. Сила истины начисто устранит порочную внешнюю сторону, и через это придет избавление.

Солома, мякина и отруби

Мидраш говорит (об Эсаве, «Берешит Раба», конец Ваишлах): «Солома, мякина и отруби спорили друг с другом, и каждый говорил: “Ради меня было засеяно поле”. Сказали им пшеничные зерна: “Подождите, пока нас не отвезут на гумно, – там и узнаем, ради кого было засеяно поле”. Пришли на гумно, и хозяин поля взялся за работу. Мякина улетела вместе с ветром, отруби он бросил на землю, а солому сжег. Тогда он взял зерна и перемолол в муку, и каждый, кто видел ее, радовался… Так и народы мира – одни говорят: “Мы главные, и ради нас сотворен мир”, а другие – “Нет, ради нас он сотворен”. Сказали им евреи: “Подождите, пока настанет день, и мы узнаем, для кого же мир сотворен”. Об этом написано: “Ибо вот, день грядет, пылающий, как печь”. И о них говорится: “Рассеешь их, и ветер унесет их, буря разбросает их”. Но евреи – “Ты возликуешь в Б-ге, в Святом Израиля прославишься”».

Эсав и его вожди могут утверждать, что они основа реальности, и весь мир крутится вокруг них, пока мы находимся на этапе только что собранного урожая, и цель творения еще не раскрылась. Но в день, когда явится свет истины, все эти вожди со своими претензиями исчезнут сами собой. Они подобны соломе и мякине, о которых говорит пророк: «О, шум многих народов, как гул моря шумят они… И полетят, как мякина по ветру, и как перекати-поле перед бурей» (Йешаяу, 17:12-13). В тот день все зло, как дым, исчезнет, ибо будет устранена с земли власть злодеев, и одному Б-гу будет принадлежать царство.

Итог

Итак, мы разобрали еще один подход к пониманию пыли, поднимавшейся в борьбе ангела Эсава с Яаковом. Они представляют два мировоззрения. Яаков утвердился в принципе «все» – истинной славе, а Эсав представляет «культуру пыли», придающую высшую ценность внешнему величию. Победа Яакова – врата надежды на то, что в итоге принцип «всего» победит тех, кто возвеличивает себя, и исполнится написанное (Овадья,1:18): «И будет дом Яакова огнем, дом Йосефа – пламенем, а дом Эсава – соломой, и подожгут его, и поглотят, и не останется выжившего из дома Эсава, ибо так Б-г сказал».

[Второй подход расширяет и дополняет первый. Ангел Эсава стремился победить Яакова и получить материальную власть над ним за счет духовного преимущества. Победа Яакова над духовной «пылью», оружием ангела Эсава, несет в себе и материальную победу: «Все торговцы, и все товары… все войны, которые ведет и выигрывает Израиль… вся Тора, которую евреи выполняют в нашем мире – в заслугу той борьбы».]

Перевод под редакцией р. Г. Спинаделя. Книга «Из глубин. О разделах Торы» вышла в издательстве «Ам а-Сефер». Приобрести книгу можно в магазинах еврейской книги.


http://www.beerot.ru/?p=29557