Ваишлах — Пути спасения — Как противостоять Эсаву?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2107

Наша недельная глава начинается с рассказа о том, как Яаков возвращается в Святую Землю после изгнания – долгих лет, проведенных на чужбине, в доме идолопоклонника Лавана. И здесь его ожидает Эсав, грозивший убить Яакова… Ни в одной главе Торы вечный конфликт между Израилем и царством Эсава не изложен так подробно, как в этой. Согласно принципу, провозглашенному Рамбаном, дела отцов – знак для сыновей, и в этой главе содержится модель, согласно которой наш народ должен строить взаимоотношения с царством Эдома. Рассказывает нам Талмуд, что раби Йеуда а-Наси всегда перечитывал эту главу Торы перед тем, как встречаться с римскими властями. В этой главе заложен урок, важный во все времена. Во всей истории еврейского народа самая долгая борьба ведется с Эсавом. Наше последнее изгнание началось приблизительно 2000 лет назад – с разрушением римлянами, потомками Эсава, второго Храма. Эсав меняет маски, он становится то Аманом, то Гитлером, то ученым, ведущим просветительские работы, но сценарий уже написан Всевышним в нашей недельной главе, и наша обязанность – разобраться в нем, идти путями спасения, проложенными Яаковом. Это большая тема, и в статье мы только немного сможем раскрыть основные аспекты. Готовясь ко встрече со своим братом-близнецом, Яаков предпринимает три действия, три шага к спасению: это молитва, подношение даров Эсаву и подготовка к войне.

Начнем с последнего. Готовясь к возможному нападению Эсава, Яаков разбивает свой лагерь на две группы, чтобы в том случае, когда пострадает одна, спаслась бы другая. Тора учит нас важному правилу – не складывать все имущество в один угол. Если все сконцентрировано в одном месте, существует большая опасность все это потерять. Это касается всех областей жизни, в том числе и решения финансовых вопросов. Благоразумно не вкладывать все деньги в одно дело, а распределить свои вложения. Мидраш рассказывает, что Яаков дал своим людям оружие и одел их в кольчуги, сверху скрыв это под белым одеянием. Яаков встречает своего брата мирно, но он готов защищаться в случае нападения, дав возможность уцелеть другой группе. Это модель взаимоотношений евреев с нашими врагами в изгнании. В этом намек на то, что сыны Эсава не смогут уничтожить всех евреев, они будут стараться причинять зло одним, но для другой части народа всегда будет возможность спастись. Яаков знает, что все его потомство не падет от руки Эсава – это обещание, данное ему Всевышним. И Яаков прикладывает усилия, чтобы оно сбылось, разбивая свой стан на две группы. В средневековой Европе, когда евреев изгоняли из Англии – они спасались во Франции. Когда в конце 15-го века народ Израиля истребляла и изгоняла Испания, они нашли убежище в Турции, и более того, имели возможность после этого перебраться на Святую Землю, находившуюся тогда под властью султана. Даже во время Второй мировой войны, когда казалось, что будет осуществлено «окончательное решение еврейского вопроса», оставалась Америка. Исторический опыт еврейского народа показывает, что народ Израиля не был уничтожен в галуте благодаря тому, что при всех катастрофах, которые постигали его, весь народ не был сосредоточен в одном месте.

В том, что Яаков разбил свой стан на два лагеря, Аризаль раскрыл глубокую вещь. Еврейскому народу часто предъявляется претензия, на первый взгляд, оправданная: почему еврейский народ разобщен? Мы имеем в виду ту часть нашего народа, которая не отошла от веры отцов. Почему так много течений, разногласий и противоречий? Почему бы всем евреям не объединиться? В силу того, что народ находится в изгнании и нам противостоит воинство Эсава, Аризаль видел в объединении большую опасность. Подобно тому, как смертельный вирус, проникая в единый организм, убивает его, так же действуют и духовные болезни по отношению к объединенному народу. Это была одна из причин, почему выдающийся законоучитель рав Хаим Соловейчик из Бриска не присоединился к «Агудат Исраэль». Целью создания этой организации, лидерами которой были величайшие раввины того поколения, в том числе Хафец Хаим, было сохранение Торы и традиций как противостояние влиянию светской жизни, сионизма и левых социалистов. В ней были представлены разные течения, взгляды и фракции, она объединила польских хасидов, представителей литовских общин, венгерских евреев, а также праведную немецкую общину. В то время еврейские общины Германии переживали упадок, и рав Хаим Брискер боялся их негативного влияния на других евреев, он видел в этом причину не объединяться (важно отметить следующее: религиозное германское еврейство так же придерживалось веры отцов, как и еврейство Польши и Литвы, но в силу тяжелого наследия реформизма и ассимиляции там были приняты некоторые обычаи, которые в других общинах считались недопустимыми; при этом речь не идет о каких-то нарушениях Торы, не дай Б-г).

Это можно объяснить так, что во всех существующих на сегодняшний день общинах может возникнуть изъян; какая-то община, в силу разных причин, может отойти от прямого пути (из-за нашего рассеяния среди других народов мы подвержены влиянию окружающего мира; это актуально везде – и на нашей Святой Земле, и в самых закрытых общинах). Но то, что в одной общине искажено, в других истинно, и это спасает Тору, исправляет пути и приводит к цельному служению Творцу.

Необходимо, однако, постоянно помнить, что это разделение – вынужденное и внешнее (как было у Яакова, когда он разделил стан). И необходимо, чтобы всегда наш народ стремился быть в состоянии, подобном тому, что было перед получением Торы. У горы Синай, как пишет Раши, наш народ был, как «один человек с одним сердцем». Зло, которому мы противостоим, всячески старается внести внутренний раздор, который, не дай Б-г, изгоняет Шехину из нашей среды. И когда возникают раздоры – как будто во имя Небес – нужно укрепиться в любви к своему народу.

Возвращаясь к недельной главе, мы видим, что Яаков посылает Эсаву щедрые дары – большие стада домашнего скота. И он велит слугам соблюдать дистанцию между отдельными стадами, чтобы «насытился глаз» Эсава. Более того, позже Яаков кланяется Эсаву семь раз, он унижается, старается откупиться деньгами. И здесь есть большой и очень трудный урок для нас. Для того, чтобы погасить гнев Эсава, необходимо возвысить его и одарить, даже если у нас есть все шансы одолеть его в войне. Национальная гордыня – не та ценность, за которую потомки Яакова должны держаться в противостоянии с Эсавом.

И наконец, как мы помним, Яаков молится. И в своей молитве он говорит: «Недостоин я всех милостей и благодеяний, которые Ты дал рабу Твоему» (Берешит, 32:11). Яаков не полагается на свои заслуги. Обычно, чем больше Творец благоволит человеку, тем больше тот чувствует свою значимость и близость к Б-гу. Но Яаков после всех чудес, сделанных ему Всевышним, чувствует свою ничтожность и несовершенство. И далее просит Яаков: «Спаси меня от руки моего брата, от руки Эсава» (Берешит, 32:12). Так мы видим, что Эсав опасен для Яакова в двух отношениях – и как брат, и как Эсав – враг. Как враг Эсав стремится уничтожить народ Израиля физически, а его действие как «брата» направлено на духовное уничтожение. Сейчас нам угрожают те самые «братские объятия Эсава» – это ассимиляция. В XIX веке Наполеон, завоевывая Европу, испытывал симпатию к еврейскому народу и обещал равные права и свободу евреям. Когда он вступил на территорию России, многие лидеры еврейского народа встали на его сторону в надежде на то, что прекратятся царские гонения, и евреи будут на равных жить в свободной стране. Рав Шнеур Залман из Ляд придерживался иной точки зрения. Он активно выступал против Наполеона и даже поощрял своих хасидов помогать русской армии сбором разведывательной информации. Возможность духовного уничтожения народа Израиля виделась ему страшнее физического уничтожения. Эта война более страшная, она проходит без кровопролитий и страданий, но именно во время такой войны у нас есть страшные потери.

Продолжая изучение недельной главы, мы видим, что переведя свое имущество через реку, Яаков остается один. Мудрецы разъясняют, что он забыл мелкие вещи, пахим ктаним, и возвратился, чтобы их забрать. Раши поясняет, что праведники дорожат своим имуществом, потому что они заработали его честным трудом. Все свое имущество праведник рассматривает как подарок Всевышнего, и потому любая мелочь для него имеет особую ценность. Яаков возвращается, чтобы даже мелкие черепки и сосуды привезти на Святую Землю. Народу Израиля обещано вернуться из изгнания цельными, как написано в наших книгах, «не будет души пропащей». Разъясняют наши мудрецы, что эти черепки, эти маленькие сосуды – намек на наше поколение, духовный уровень которого невысок. Большая часть имущества Яакова, самое дорогое, что у него есть – жены и дети – уже находятся по ту сторону реки, основная работа по исправлению мира уже совершена. Мир ждет окончательного избавления. Частицы душ, требующие исправления, приходят в этот мир, чтобы закончить свою работу. И в этот мир спускаются также совершенные, величайшие души, не требующие исправления, чтобы подобно Яакову, собрать «маленькие сосуды». Примечательно, что именно тогда, когда Яаков возвращается за оставленными им вещами, на него нападает ангел-хранитель Эсава. Он не может и не хочет допустить, чтобы драгоценные капли святости были взяты на Святую Землю. Борьба идет непрерывно всю ночь. Мудрецы сравнивают ночь с галутом. В темноте ночи Яаков и его потомки и поныне продолжают свою духовную битву против сил зла. Наша сила – сила Яакова, голос Яакова, прошедшая невероятные испытания вера, наша молитва и наша Тора. О нашем противостоянии с врагами сказал царь Давид (Теилим, 20): «Эти <полагаются> на колесницы, а те – на коней, а мы имя Г-спода Б-га нашего славим». Те склонились и пали, а мы поднялись и осилили <их>. Г-споди, помоги!» И да исполнится сказанное далее: «Те склонились и пали, а мы поднялись и осилили <их>. Г-споди, помоги! Царь ответит нам в день, когда воззовем мы».

Подготовила Р. Кудрина


http://www.beerot.ru/?p=8062