Недельная глава Ноах — Что является истинной красотой?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

2167

Ежедневная цитата

«Тот, кто не видел здание Ордуса (Храм, построенный Орудсом), не видел красивого здания за всю свою жизнь»

Мишлей (12:20)

«Даст Г-сподь Ефету красоту, и будет он находится в шатрах Шема». (Берешит 11:6-7).

Наши мудрецы (Мегила, 9б) комментируют, что имеется в виду, что место красоты Ефета – в шатрах потомков Шема – еврейского народа, который построит Храм Творцу.

Красота свидетельствует о совершенстве. Всевышний одарил человека стремлением к совершенству, поэтому люди всеми силами стремятся к красоте. Однако истинное совершенство человека – это совершенство его духа, и телесная красота не всегда свидетельствует об истинном совершенстве. Но и у материальной красоты есть также важное место в иудаизме – если она подчеркивает и выражает духовную красоту. В этой ситуации она подобна красивой рамке для чудесной картины. Красота и изящность рамки подчеркивает великолепие картины.

Понять это помогут нам слова мишны в трактате Недарим (66а). Там приводится, что один юноша не хотел жениться на достойной девушке, которая подходила ему во всех отношениях, из-за одной «маленькой» проблемы… Девушка была уродлива. Чтобы родные не пытались убедить его жениться на девушке, невзирая на «маленькую проблему», юноша дал обет – не вступать в этот брак. Однако, видя, насколько она достойный человек, юноша пожалел о своем обете. Он пришел к своему дяде – раби Ишмаэлю – с вопросом, можно ли снять с себя этот обет.

 Закон гласит: снять обет можно, если он был дан ошибочно, т. е. тот, кто дал обет, не знал в момент обета какой-то детали (либо не осознавал ее). Что же сделал рабби Ишмаэль? Велел своим домочадцам нарядить девушку в прекрасные одежды, и украсить драгоценностями. Затем показал ее юноше и спросил: «Можешь ли ты теперь сказать, что она некрасива?». Увидев ее в прекрасном наряде и украшениях, юноша сказал, что теперь он видит – она не уродлива, более того – она красива! Рассказывает мишна, что заплакал тогда раби Ишмаэль и сказал: «Прекрасны дочери Израиля, но бедность уродует их».

Мы должны понять, почему плакал раби Ишмаэль. Почему то, что дочери Израиля прекрасны, настолько растрогало его?

Полагаясь на сказанное выше, мы можем сказать, что раби Ишмаэль плакал о том, что дочери Израиля из-за бедности не могут подчеркнуть свою духовную красоту. Их можно сравнить с драгоценным бриллиантом, запачканным грязью. Его истинная красота скрыта, он выглядит обыкновенным грязным камнем. Но если бриллиант очистить и поместить в достойную оправу, его великолепие будет открыто всем. Однако не будем забывать, что истинное место раскрытия красоты еврейских девушек и женщин – в домах, перед своими мужьями, как сказано: «Весь почет царской дочери – внутри [в ее доме]».

Поскольку цель материальной красоты – подчеркнуть духовную красоту, место красоты Ефета – в Храме, который является центром духовности.

Однако когда люди делают из материальной красоты самоцель, они проявляют большое пренебрежение по отношению к настоящей, духовной красоте. И это подобно той ситуации, когда слишком большое внимание уделяется рамке картины, в то время как сама картина – выглядит неподобающе, и никто на нее не обращает внимание. Нет большего пренебрежения к картине, чем это!

Мудрецы (Берешит Раба, 2:4) называют греческую культуру тьмой. Тьма в еврейской традиции всегда связана с обманом и искажением, она скрывает от человека истину и заставляет его думать, что хорошее – это плохое, и наоборот. Как мы упоминали, телесная красота, оторванная от духовного, – это обман и искажение. Поэтому греческая культура, основанная исключительно на стремлении к телесной красоте, названа «тьмой».


http://www.beerot.ru/?p=6394