Недельная глава Толдот
«И сказал Эсав Яакову: дай мне поесть из красного, красного этого, ибо я устал. Поэтому дано ему имя Эдом» (Берешит, 25:30).
Прозвище Эдом, ставшее символом
Прозвище «Эдом» стало нарицательным для всего, что связано с Эсавом. Так зовут наши мудрецы все его порождения – царство Эдома, ангел-хранитель Эдома, Эдомское изгнание. А когда пророк Йешаяу предрекает будущее разрушение его царства, то также использует это название: «Кто это приходит из Эдома в багряных одеждах из Бацры?» (63:1).
Известно, что имя в Торе, всегда указывает на сущность человека. И имя «Эдом» не является исключением. Но почему именно это определение было избранно, как ключевое слово, передающее то, чем жил и кем был Эсав? Да, каждый знает, что, когда Эсав был еще пятнадцатилетним юношей, он продал свое первородство за чечевичную похлебку. Это варево было красноватого цвета, что и стало причиной присвоения такого имени. И такое толкование верно. Вот только не совсем ясно, как оно передает сущность Эсава?
Ради сиюминутной слабости
В тот день, когда произошла продажа первородства, умер Авраам, дедушка Эсава и Яакова. Не нужно пояснять, что представлял из себя Авраам. Все человечество было хорошо осведомлено о том, какой переворот в мире произошел благодаря Аврааму. Это был человек, который впервые за две тысячи лет стал распространять в мире веру во Всевышнего. Агарь, дочь фараона, сказала, что лучше ей быть рабыней в доме у Авраама, чем царицей в доме отца.
Но даже смерть великого деда не волнует сейчас Эсава, потому что он голоден. Вот он входит в дом. Откуда он пришел, из дома учения? Нет он пришел с поля, где успел натворить много страшных преступлений. Тело умершего деда закутано в талит, горят свечи, все скорбят и читают траурные молитвы. Но Эсав идет прямиком на кухню, где стоит на огне большая кастрюля с недоваренной чечевичной похлебкой. «О! Это то, что нужно». Без вилки и ложки, без правил приличий, он готов влить все это варево прямо в рот (в стихе, где говорится, что Эсав просит еды, использован глагол הלעיטיני — алеитейни; алата – это способ кормления верблюдов, когда еда заливается прямиком в глотку).
Однако Яаков не готов просто так дать еды этому нечестивцу. Взамен он требует продать ему первородство. И Эсав быстро на это соглашается. Что же он делает, когда насыщается? Сказано: «…и пренебрег Эсав первородством». Поясняет мидраш, что Эсав собрал друзей, и устроил вечеринку. Он смеялся над глупым Яаковом, который заключил с ним сделку, купив у него бесполезную вещь – первородство — в обмен на много еды.
Но искренне ли радовался тогда Эсав, действительно ли был весел? Может быть, он хорошо понимает, что утратил только что, а своими насмешками он пытается заглушить угрызения совести?
Ведь этот человек рос в доме Авраама, Ицхака и Ривки, и он должен прекрасно понимать цену таких вещей. Сейчас ему пятнадцать, но пройдут сорок восемь лет, и он закричит, когда поймет, что благословения отца достались Яакову. «Как услышал Эсав слова отца своего, он возопил воплем великим и горьким до чрезвычайности…» (Берешит, 27:34). Во всем Танахе есть всего два места, где сказано о великом и горьком плаче. В главе Толдот и в Мегилат Эстер, где сказано (4:1): «И знал Мордехай обо всем… и вышел он на средину города, и закричал криком великим и горестным». Крик Мордехая был не напускной, а от всего сердца, ведь тогда нависла угроза полного уничтожения всего народа. И если точно такими же словами описан крик и плач Эсава. Это значит, что и он кричал от всего сердца. Но плача об утраченных материальных благах, о чем он еще вспоминает? «И он сказал: не потому ли дано имя ему Яаков, что он обобрал меня уже два раза? Первородство мое он взял, и вот теперь взял он благословение мое» (Берешит, 27:35). Он говорит, что Яаков отнял у него не только благословения отца, но и первородство. И если сейчас Эйсав понимает важность первородства, значит понимал это и тогда. Понимал, но не желал бороться с сиюминутными страстями, овладевшими им.
Это объясняет, почему за родоначальником народа Эдома закрепилось название, связанное с этим случаем. История продажи первородства не является случайным и преходящим событием. Эта история и это имя наилучшим образом отображают сущность основателя западной цивилизации, знающей истинную цену и значимость вещей, однако, пренебрегающей этим. А все, что мы здесь сейчас сказали, Рамбан (Берешит, 25:34) описывает одним предложением: «И вот причина попирания первенства (Эсавом). Ибо единственное желание глупцов – это есть и пить. Удовлетворять желания сиюминутно. И не задумываться о будущем».