Толдот — Голос Яакова и руки Эйсава

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

3271

Недельная глава Толдот

Наша недельная глава охватывает всю историю нашего народа: от событий этой главы и до сегодняшнего дня. Беременная Ривка, чувствуя какую-то борьбу у себя в животе, идет «вопрошать Всевышнего» в дом учения Шема и Эвера. Ответом ей было: «У тебя в животе два народа, которые борются друг с другом». И мы живем в этой борьбе уже несколько тысяч лет!

Дети Ривки рождаются в срок, растут, и через какое-то время она видит, во что превращаются взрослые Эйсав и Яаков – видит еще до того, как это становится заметно отцу детей, Ицхаку. В один из дней Ицхак просит Эйсава принести ему дичь, с тем, чтобы он, Ицхак, благословил сына… Если изучить этот эпизод глубже, мы поймем, что Ицхак видел в Яакове воплощение того, что явилось в итоге сутью Иссахара, а Эйсав должен был стать его Звулуном. Две стороны: одна – изучающая Тору, а вторая – поддерживающая Тору. Именно в этом был замысел Ицхака: Эйсав должен был наловить добычи и принести ее Ицхаку, и за это удостоиться благословения, а после смерти Ицхака поддерживать Яакова. Однако Ривка видела, что Эйсав пошел по другому пути, и, как пишет Ункелос, это открылось ей через руах а-кодеш. Она сделала все для того, чтобы благословение получил Яаков. Итак, перед Ицхаком, который плохо видел, предстал странный человек: с одной стороны, голос – Яакова, но, с другой стороны, руки (покрытые шкурами) – Эйсава! Именно этого человека Ицхак благословил, причем это благословение он потом повторяет во второй раз, когда ему уже известно, что в первый раз он благословил Яакова.

Больше 20 лет назад, во время войны в Персидском заливе, меня поразила одна мысль, напрямую связанная с нашей недельной главой. Мы часто слышали сравнение, что вся современная культура – это порождение Эйсава, и, по этой версии, Америка – это такой «культурный, демократический Эйсав». А если так, то как понять происходящее – неужели руки Эйсава защищают Яакова? Как такое возможно? Перечитав недельную главу еще раз, я понял: ведь это – именно то, что написано в Торе! Кого на самом деле благословил Ицхак? Яакова! Но с руками Эйсава!

Есть еще одно странное место в главе Толдот. Когда Эйсав возвращается с добычей и заходит к Ицхаку, подмена становится очевидной. В отчаянии Эйсав вопрошает: неужели у тебя не осталось для меня благословения?! И Ицхак действительно благословляет: мечом своим будешь жить! Давайте подумаем – это ли благословение праведного еврейского папы своему сыну? Отец, который желает своему сыну идти путями Торы, скорее пожелает, чтобы его руки отсохли, чем были с мечом! Я нашел этому удивительное объяснение в одном из ришоним. Продолжение благословения – мечом своим будешь жить, и служить брату своему Яакову. Но если твой брат снимет с себя ярмо Торы, то и ты освободишься от своей службы. Мы видим отсюда, что истинный смысл благословения – чтобы Эйсав служил своим мечом Яакову.

Есть секрет любви Ицхака к Эйсаву. Всевышний создал этот мир так, чтобы зло в нем обратилось в добро. В течение всего времени от Сотворения мира все происходящее в мире было создано для того, чтобы, в конечном счете, служить добру. Ицхак видел в Эйсаве много зла, но он видел своей задачей обратить все это зло в добро! При этом первый способ обратить зло в добро – отправить Эйсава за добычей, чтобы с помощью нее поддержать изучающих Тору. Второй способ – когда руки Эйсава охраняют Яакова. В начале нашей главы на отрывок «два народа в твоем чреве» Раши приводит комментарий, по которому «два народа» можно прочитать как «два гордых». Имеются в виду Рабби, составитель Мишны, и Антонинус, римский император, который очень почитал Рабби и преклонялся перед ним.

Мы все знаем отрывок, который произносим после утренних благословений молитвы Шахарит: мы просим Всевышнего, чтобы нас в этот день никто не обидел, и не поразило ничто дурное. Однако немногие знают, что источником этой молитвы, как приводится в трактате Брахот, являются молитвы, которые молились танаим и амораим, а именно эту молитву молился Рабби! В Талмуде есть несколько слов, кроме этого текста молитвы. Там говорится о том, что Рабби, казалось бы, не была нужна такая молитва – ведь его окружала охрана, которую поставил император Антонинус, чтобы она охраняла его со всех сторон! В этом месте можно увидеть буквальное исполнение слов Ицхака: есть Эйсав – Антонинус, и есть голос Яакова – Рабейну а-Кадош, Рабби, и «руки Эйсава» охраняют его! То, что «руки Эйсава» охраняют «голос Яакова», это не повод отменить молитвы, наоборот, такое положение вещей – именно в заслугу того, что есть полноценный «голос Яакова», и это – причина молиться еще больше, чтобы, не дай Б-г, эти «руки Эйсава» не обратились в другую сторону!

Известна поразительная история спасения ешивы «Мир» во время Второй мировой войны в Шанхае. Я слышал от имени рава Хаима Шмулевича, что чудеса выхода из Египта не сравнятся со всеми чудесами, которые произошли с учениками и преподавателями ешивы Мир за эти несколько лет. Известна также одна «маленькая» деталь чудесного спасения: помощь пришла со стороны японского консульства, секретарем в котором работал немец. Однако не простой немец: он, с одной стороны, был поклонником Гитлера (да сотрется память о нем!), но, с другой стороны, он не был антисемитом! В ешиве Мир «случайно» оказался человек по имени рав Моше Зупник (я был с ним лично знаком, он умер несколько лет тому назад), который сам был родом из Германии и прекрасно знал немецкий язык. Когда понадобилось заняться делами спасения ешивы, это было поручено ему. Всевышний послал ему милость в глазах секретаря японского консульства (о котором говорят, что, кроме того, что он был сторонником Третьего Рейха, он еще и был агентом Абвера – немецкой разведки). И вот в Ковно секретарь консульства, немецкий тайный агент, и еврей – студент ешивы Моше Зупник – вместе сидели и ставили спасительные печати-визы на паспорта учащихся ешивы Мир. Это же наша недельная глава! Это – именно та ситуация, когда руки Эйсава охраняют Яакова!

Важно понимать ситуацию, в которой находились евреи в то время: по всему миру над нами простерлись «руки Эйсава» (во всей их кровавой «красе») – не без причины: повсеместно евреи стали отходить от Торы, «сбрасывать с себя ярмо Торы», – и, как сказано в предании, пришла Катастрофа. И тем удивительнее то, что в этот момент «рука Эйсава» пришла на помощь ешиве Мир! Рав Шимшон Пинкус (его отец, тесть и учителя были учениками ешивы Мир) рассказывал как-то, почему к ешиве Мир пришло спасение: в те времена, когда все места изучения Торы были поражены новыми веяниями, «просвещением», когда многие юноши сошли с пути, в ешиве Мир ситуация была совсем другой. Самым «неудачным» вариантом было то, что один из ее учеников стал раввином консервативной общины в Америке – даже не по своим убеждениям, а просто потому, что ему надо было как-то кормить семью. Ешива Мир оставалась тем островом, на котором и учеба, и молитва были на должном, высоком уровне, и те ученики, которые выходили из ее стен, сохраняли и несли дальше свет Торы, полученный в ешиве.

Приведу вам несколько историй про ешиву Мир, характеризующие тот дух святости и почитания Торы, который поддерживали в ней ее великие наставники: рав Йерухам а-Леви Лейвович и рав Йехезкель Левинштейн. Первая история случилась еще в годы Первой мировой войны, когда царская жандармерия стала проводить усиленную мобилизацию всех юношей поголовно с тем, чтобы превратить их в «пушечное мясо». В канун Рош а-Шана в городок Мир пришли жандармы, чтобы найти и забрать с собой «дезертиров» – ведь понятно, что студенты ешивы и не думали идти в армию, обеспечивая намного более надежную защиту государству своей святой учебой. Как бы то ни было, жандармы думали иначе, и в ешиве пошли разговоры о том, что, несмотря на то, что ежегодно праздничная молитва в ешиве была одной из самых впечатляющих, стоит рассредоточить бахурим по более маленьким миньянам, чтобы жандармы их не обнаружили и не забрали в армию. Но не так решил глава ешивы, легендарный рав Йерухам: он постановил, что «хороший приговор и печать» должны прийти только от Всевышнего, и залог этого – горячие и чистые молитвы бахурим в своей ешиве. Свидетели рассказывают, что такой молитвы, как в тот год в ешиве Мир, они больше нигде не видели! И произошло чудо: жандармерия обыскала все места, но в ешиву – даже не заглянула! Мы учим серьезный урок из этой истории, как сказал рабейну Йерухам: важно найти милость в глазах Б-га, а не в глазах жандармерии! Наше место – там, где есть «голос Яакова», и наша сила – в этом, а не в попытках спрятаться в других местах [важно отметить, что нам нужно вывести из этой истории не практическую алаху, а только идею].

Есть известная притча в трактате Брахот о том, как лиса советовала рыбе: в воде тебе плохо, того и гляди, поймает рыбак на свой крючок, выходи лучше жить к нам, на сушу! На что рыба ответила – если в месте, которое нам предназначил Всевышний для жизни, нам тяжело живется, то на суше, в чужой среде, мы погибнем еще быстрее! Эта притча – аллегория, говорящая о том, что евреям, которым заповедано проводить время в доме учения, даже если там тяжело – стоит все же находиться там, в «естественной среде». Потому что любые попытки слиться с другими народами, «выйти на сушу», неизбежно приводят к гибели…

Вторая история произошла в годы Второй мировой войны. Как известно, немцы при бомбежке Восточной Европы совершено не заботились о том, чтобы сохранить мирное население, и бомбы падали сплошь и рядом, без всякой связи с нахождением армейских частей. Когда бомбили местечко Мир, в ешиве была паника: люди пытались вырыть окопы, скрыться как-то от неминуемой гибели. Проезжая через ешиву Мир, рав Эльханан Буним Вассерман сказал, что, как мы получили от великого Хафец Хаима, «у каждой пули есть свой адрес». Если человеку не суждено умереть – то и пуля в него не попадет. И это я объяснял детям, когда во время последней военной операции в Газе, в канун Шаббата у нас в Иерусалиме была воздушная тревога: в первую очередь, надо вспомнить, что миром правит Всевышний, и ничто – ни дурное, ни хорошее, не может произойти без Его воли. Во-вторых, надо сделать какое-то усилие, иштадлут – но только, если в этом есть необходимость. Главное же – помнить про ашгаха пратит и знать, что на все есть воля Всевышнего. Машгиах ешивы Мир, рав Йехезкель Левинштейн, дал еще более прямое указание: сейчас – Элуль, время делать тшуву и учить Тору, не время бегать по окопам! Он оказался именно тем посланником Всевышнего, который смог в ужасных условиях войны и бомбежек вернуть ешиву Мир в ее нормальное состояние – режим усиленной учебы и искренней молитвы. Ученики ешивы Мир говорят, что мудрые слова двух наставников – рава Вассермана и рава Левинштейна – были тем стержнем, который помог укрепить и удержать в ешиве тот дух, что вел ее учеников и преподавателей через все страшные годы и помог выжить в Катастрофе.

«Эти – на колесницах и на конях, а мы – упоминанием Имени Б-га. Эти – сломаются и упадут, а мы – встаем и будем поддержаны» (Теилим). В период невзгод и опасностей нам надо быть особенно внимательными к тому, чтобы как можно громче звучал «голос Яакова», и тогда мы удостоимся великих чудес!

Подготовила А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=29281