Недельная глава Толдот — Два мира

Дата: | Автор материала: рав Яаков Галинский | версия для печати версия для печати
мир

«Эсав стал опытным ловцом, человеком полей, а Яаков – человеком цельным, обитателем шатров» (Берешит, 25:27)

Известно, что Яаков и Эсав поделили между собой миры: Эсав взял себе в долю этот мир, а Яаков – будущий мир. Вот так и каждый учащийся ешивы считает, что он и светские люди поделили между собой – он взял будущий мир, а светские – этот мир. Ну, давайте посмотрим, какой «этот мир» был у Эсава.

Яаков был «человеком цельным, сидящим в шатрах». Сидел в шатрах Торы и молитвы, и усердно учился. А Эсав был человеком большого мира, «опытным ловцом, человеком полей». Однажды он устал и проголодался. Что сделал? Он знал нужный адрес, пришел к Яакову. А что – брат сидит в колеле, там наверняка будет, чего покушать. Обнаружил там чечевичную похлебку и продал за нее первородство.

Брат его трудится над Торой, а Эсав берет себе жену, затем еще одну… Потом он идет ловить дичь, чтобы обрести благословения, а Ривка в это время посылает Яакова получить их. Она надевает на Яакова особые «любимые» одежды Эсава, которые он хранил у нее. Пишет Раши (27:15): «Ведь у него было несколько жен, почему же он хранил одежды у матери? Потому что он хорошо знал своих жен, и подозревал их…»

Вот вам «этот мир» в стиле Эсава.

В конце концов, когда его брат Яаков вместе с семьей приходит в землю своего отца, Эсав берет своих жен и детей, свои стада и все свое имущество, и «ушел в другую страну (жить, куда найдет – комментирует Раши) прочь от своего брата Яакова». Что такое, во всей Земле Израиля не найдется место для двух семей?

Семейное счастье Яакова – вот, чего не мог выдержать Эсав!

Потому, что не только будущий мир принадлежит нам – но и этот мир тоже!

Расскажу об этом. Был у меня один товарищ в ешиве, в Белостоке. Прошел ужасы войны, в Сибири тоже побывал – и, что делать, «сошел с рельсов». Перестал соблюдать заповеди. Потом связь с ним прервалась. Прошли годы. Я слышал, что он тоже приехал в Израиль, но никто не знал подробностей. Я дождался выборов и нашел его имя в списках избирателей. После того, что у меня были имя и адрес, я взял телефонную книгу того района и стал искать. И нашел. Позвонил ему, говорю: «Говорит Янкель Криникер», – так меня звали в ешиве, по городу моего рождения – Криник в Польше. Как он обрадовался! «Я слышал, ты не сдался», — сказал он. Как будто это особое мужество – остаться евреем. Ну, так он себя оправдывал. Я стал уговаривать его приехать на Шаббат. Ну, на целый Шаббат он не согласился, но сказал, что у него есть родственники в ближайшем городе – Гиватаим. Он приедет к ним на Шаббат, а к нам придет пешком на вечернюю трапезу.

Вечером в Шаббат я ждал его – час, два. Не пришел. В воскресенье я позвонил: «Шмуэль, что случилось?»

«Янкель, — ответил он, — я сдержал слово. Приехал в Гиватаим, пошел пешком в Бней-Брак…» Ну, значит, зря я его подозревал. Так что произошло?

«Янкель, не сердись на меня, — сказал он чуть не со слезами, — понимаешь, я шел по улицам Бней-Брака, видел аврехов, спешащих в синагоги, вокруг них – дети: трое, четверо, пятеро… Видел женщин, везущих двойную коляску, и еще один ребенок стоит на подножке, и двое по бокам… и сердце у меня просто разрывалось от зависти. Я подумал: вот, сейчас приду к тебе – а сколько у тебя детей – семь, восемь, десять, бли аин а-ра – я ж не смогу это выдержать! Ой, Янкель, Янкель, я знал, что я отказываюсь от будущего мира, но не представлял себе, что потеряю и этот мир…»

Да, вот он, наш мир!

Однажды я шел на свадьбу в свадебный зал «Вагшель» (в Бней-Браке). Я пришел поздно, к танцам. Когда уже приблизился, услышал оркестр – играет вовсю. Передо мной шла светская пара. Возможно, родственники одной из сторон. Я услышал, как мужчина говорит женщине: «Пойдем, посмотрим свадьбу у религиозных!» Мне стало любопытно. Интересно, как они это видят. Я поднялся вслед за ними. Они стояли с краю в мужской части и наблюдали за бурными танцами. Женщина сказала: «Несчастные, перегородка разделяет между мужчинами и женщинами. Но, ты знаешь, — добавила она с удивлением и завистью, — они танцуют!»

Да, есть чему позавидовать! Мы танцуем!

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

материальные блага
| Рав Йоэль Тейтельбойм из Сатмара

глаз
| Рав Нахум Шатхин

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий