Толдот — «Из глубин» по урокам гаона рава Моше Шапиро — Царство Эдома

Дата: | Автор материала: Рав Симха Мандельбойм | версия для печати версия для печати

Отличается от всех остальных царств

Об Эсаве Тора рассказывает дольше, чем обо всех других личностях не из еврейского народа. Она описывает его рождение, поступки, противодействие Яакову, биографию и потомство до конца поколений.

Отсюда следует, что царство Эдома, во главе которого стоит Эсав, будет отличаться от других.

Об этом говорили и наши мудрецы («Ваикра Раба», 13:5): «Даниэль видел троих [зверей, намекающих на три царства] в одну ночь, а этого [зверя, намекающего на Эдом] – в другую. Почему? Раби Йоханан сказал: Потому что он равносилен трем другим. Рейш Лакиш сказал: И даже больше них».

Еще из слов мудрецов мы можем выучить, что это царство будет влиять на весь мир (Йома, 20б): «Три голоса идут от края мира и до края… И голос римской толпы [т.е. влияние Рима]». Аналогично и здесь (Авода Зара, 2б): «”И пожрет всю землю”… это греховный Рим, натура которого разошлась по всему миру». То есть мудрецы говорят, что Рим не только будет ведущей силой в мире, но и станет определять мировую культуру и образ жизни для всех.

Отличается своей религией

Мальбим выделяет еще одну особенность этого царства. Его комментарий относится к стиху (Даниэль, 7:23): «Четвертый зверь – четвертое царство будет на земле, и отличится от всех царств, и пожрет всю землю, затопчет ее…» Мальбим объясняет (там же, 7:7): «Этот [четвертый зверь] ничем не похож на предыдущих. Те звери, хотя формой отличались друг от друга, чем-то все равно были похожи. А этот отличается всем. Я имею в виду, что система управления [римского государства], его сила и будущий конец, – иные. И народы, включенные в римское царство, взяли затем другие верования, не такие как у царств, бывших идолопоклонниками».

Мальбим подчеркивает, что религия Эдома отличалась от остальных. Там с самого начала прижилось христианство, как видно из продолжения цитаты (там же, 8): «Правление папы, начавшееся в Риме… и императоры, правящие в римском государстве. А потом увеличилась эта сила во времена императора Константина, взявшего папу Сильвестра, который прятался в пещере, приведшего его в Рим и давшего ему в руки корону империи, чтобы он и его преемники правили Римом и Италией…»

Рамбан в «Сефер а-Геула» добавляет объяснение сущности римской религии и последовательности развития событий: «Сегодня мы пребываем в изгнании среди Эдома… Его потомки первые ошибочно пошли за человеком, назвавшим себя Машиахом, приписали ему божественность и пришли в страну Эдома. Их заблуждение распространилось до Рима, близкого к ним, и утвердилось там в дни царя Константина с помощью римского эдомита, который учредил для них власть римского папы и веру в него. Рим и Эдом считаются одним царством, хотя это разные народы. Тем не менее, они близки, и все стали одним народом и одной страной, поскольку мышление у них едино. Ведь Рим находится в греческой Италии, и разве там не много людей из эдомитов? Поэтому он называется “дочерью Эдома”, как я объяснил».

Итог

Итак, четвертое царство, принадлежащее Эдому, будет отличаться от остальных своим размером, долгой историей и влиянием на весь мир. К тому же его религия не такая, как другие. Религия Эдома – христианство – чем-то похожа на истинную религию, поскольку основана на вере в Творца мира. Но все равно в ней есть искажение Истинной Реальности, поскольку она приписывает божественность своему основателю.

Нет сомнений, что все эти детали связаны с самой сутью царства Эдома. И чтобы выяснить их смысл, мы должны подумать над главой Толдот, повествующей о начале Эдома – об Эсаве.

Близнецы

Эсав, в отличие от всех грешников, представляющих силы зла, родился близнецом нашего праотца Яакова: «И исполнились дни ее, чтобы рожать, и вот близнецы в чреве ее» (Берешит, 25:24). Из изучения и размышления над отрывком о рождении Яакова и Эсава мы можем уяснить, почему они были близнецами.

«И вышел первый красноватый весь, как шерстяная накидка… И за ним вышел брат его, держась рукой за пятку Эсава, и наречено ему имя Яаков» (Берешит, 25:24).

«И правильно, что держался за его пятку. Яаков образовался из первой капли, а Эсав – из второй. Пойди и выучи это из трубки с узким отверстием. Положи в нее два камня: кто вошел первым – выйдет последним, а кто вошел последним – выйдет первым. Значит, Эсав образовался последним и вышел первым, а Яаков – наоборот. И Яаков хотел удержать его, чтобы родиться первым так же, как образовался первым, чтобы освободить чрево матери и законно взять благословение» (Раши, «Берешит Раба», 63:8).

Отсюда мы учим, что Эсав оказался первенцем по рождению, но настоящим первенцем был Яаков, который первым сформировался в утробе. Наши мудрецы говорят («Берешит Раба», там же): «Сказал раби Ицхак: Вы дали вашей свинье имя, так и Я дам Моему сыну-первенцу имя: “Так сказал Б-г: сын Мой, первенец Израиль”». Комментарий «Едей Моше» объясняет: «Эсав был сделан (асуй) и завершен, как взрослый человек, и они хотели, давая имя, показать, что он был взрослым и сформированным в момент рождения, чтобы все знали, что он первенец. Но на самом деле он им не был. Поэтому Всевышний сказал с удивлением: Вот тщета, которую Я создал в Моем мире (“тщета”, שאו – те же буквы, что и Эсав, עשו, если заменить алеф на аин)… так и Я дам имя Моему сыну, показывая, что Яаков – настоящий первенец».

Особенность появления Эсава на свет и его имя указывают на первородство. А имя Яакова указывает на вторую сторону имени Эсава – тщетность. Ведь первородство его – ложь и тщета. Яаков назван так, потому что держался за пятку Эсава, желая раскрыть истину, кто является первенцем и должен был родиться первым. Всевышний увенчал первородством именно сыновей Яакова: «Сын Мой, первенец Израиль» (Шмот, 4:22).

Возвращение венца на место

Как известно, ложь неспособна устоять, и настал день, когда Яакову удалось убедить Эсава вернуть корону настоящему хозяину. За чечевичную похлебку Эсав продал ему по всем правилам первородство, прибавив клятву: «И поклялся ему, и продал свое первородство Яакову» (Берешит, 25:33, см. Сфорно). После этого Яаков удостоился получить также и благословения своего отца. И когда Ицхак узнал, что Яаков купил у Эсава первородство, обрадовался, что Яаков получает благословения. Ведь они предназначены для настоящего первенца (см. Раши, 27:36).

Но Эсав не смирился просто так с этой продажей. Он хотел отобрать первородство силой и получить чужие почести, которые не соответствовали его достоинствам: «И Эсав возненавидел Яакова за благословение, которым благословил его отец, и сказал Эсав в сердце: близятся дни скорби по отцу моему, и убью брата моего Яакова» (Берешит, 27:41).

Эсав замышлял убить брата только после смерти отца, чтобы присвоить себе звание «единственного наследника Ицхака» – первенца, у которого больше нет соперников. Так передает это «Таргум Йонатан»: «И хранил Эсав в сердце ненависть к Яакову, брату своему, за благословение, которым благословил его отец, и сказал Эсав в сердце: не буду делать так, как Каин, убивший Эвеля при жизни отца, потому что отец его потом родил Шета. Я подожду до времени, когда наступят дни скорби после смерти отца, и тогда убью Яакова, брата моего, и сам окажусь наследником». Эсав думал, что если убьет Яакова сразу, у их отца может родиться еще сын, как родился Шет после смерти Эвеля.

«Нет, это твой сын умрет, а мой будет жить»

Стремление заполучить титул первенца стало постоянным в царстве Эдома. В каждом поколении оно заново утверждается в своей лжи. Этот принцип нам открыли мудрецы (Авода Зара, 11б): «Еще одно есть в Риме: раз в семьдесят лет приводят здорового человека, сажают верхом на хромого и облачают в одежды Адама… И провозглашают перед ним: “Брат нашего господина – обманщик… чем поможет лжецу его обман и фальсификатору – его подделка?” А заканчивают так: “Горе этому, когда встанет тот”».

Раши комментирует: «”Здоровый человек” – это Эсав. “Хромой” – Яаков, у которого было повреждено бедро. То есть Эсав все еще властвует над Яаковом… “Брат нашего господина – обманщик” – Яаков обманул Эсава и хотел получить благословение, чтобы быть господином брату своему… “Чем поможет обманщику” – Яакову, обманувшему Эсава и взявшему его благословение. “Горе этому” – Эсаву, “когда встанет тот” – Яаков».

Этой притчей наши мудрецы показали, что в каждом поколении (раз в семьдесят лет) до прихода праведного Избавителя сыны Эсава снова заявляют о своем первородстве. Поступая таким образом, они действительно кажутся здоровыми и полноценными, а евреи выглядят увечным народом. Ведь сыны Эсава стоят наверху и правят, а евреи – унижены и презираемы. Из-за этого внешнего превосходства Эдом продолжает держаться за свою ложь, считая себя истинным первенцем, а Яакова – обманщиком. Но, по правде говоря, все это ложь и неправда. Ведь настоящий первенец – наш праотец Яаков, и именно ему полагаются благословения. Поэтому «Горе этому, когда встанет тот» – горе Эсаву, когда встанет Яаков и выяснится, кто здесь настоящий первенец.

Отличается от всех царств

В свете сказанного можно понять, почему это четвертое царство отличается от остальных народов мира своей религией, наиболее близкой к еврейской. Суть их религии – производить внешнее впечатление, будто соблюдающие ее являются истинными служителями Б-га, и что именно их любит Всевышний. Они считают себя «сыном-первенцем» Творца. Вот что говорят наши мудрецы («Зоар», Шмот, 188б): «Нет другого такого народа, который позорил бы нас открыто и плевал бы нам в лицо, как Эдом. Они говорят, что все евреи осквернены, словно женщина в период нечистоты… и добавляют: “Мы – сыновья Б-га живого, через нас прославляется имя Его”».

Следуя этой мысли, мы можем понять, почему это царство выделяется среди других размером, силой и влиянием на все народы. Все это намеренно устраивается Свыше, чтобы поддержать их ложное заявление, будто они являются истинными первенцами и основой всей реальности. Наши мудрецы говорят («Зоар», там же): «Мы правим миром, потому что мы – потомки Эсава, старшего сына. Он назван “Эсавом, великим (старшим) сыном”, и сам Всевышний назван этим же именем – “Великий”. “Велик Б-г и прославляем весьма”. Мы потомки великого, и Всевышний велик, и, несомненно, мы служим Его имени и славе». Нечто подобное сказано и в другом месте в отношении Эдома («Берешит Раба», 3:5): «Народы мира, одни говорят: “Мы главные, и ради нас создан мир!”»

Итог

Итак, мы выяснили, что царство Эдома утверждает: «Мы сыновья Б-га живого, мы главные наследники Ицхака, и ради нас создан мир». Вот почему ему дана огромная сила, власть и мировое влияние, чтобы оно могло поддерживать свою ложь.

Но, как сказано, все первородство Эдома – лишь видимость. Эсав уподоблен свинье («Ваикра Раба», 13:5): «Свинья, лежа в грязи, прячет в ней свое рыло, вытягивает наружу раздвоенные копыта и говорит: “Смотрите, я чистая (кошерное животное)”. Так и царство Эдома гордится, грабит и отбирает, стараясь выглядеть так, будто застилает возвышение” [словно украшает возвышение, на которое кладут свиток Торы, – показывает, будто через него Всевышний являет миру Свою славу, ведь Тора – способ проявления славы Творца]». Эдом грабит и все свои дни присваивает себе корону первородства, заявляя, что она досталась ему заслуженно. Но это окутано лицемерием. Истина в итоге выйдет наружу, и все увидят: «сын Мой первенец – Израиль».

Падение царства Эдома

Все величие Эдома – ложное, а у лжи нет ног. Сыны Эдома, как говорилось, в будущем вернут царство Израилю. Наши мудрецы также сказали («Ваикра Раба», гл. 13): «Почему четвертое царство называется свиньей (хазир)? Потому что возвращает (мехазерет) венец его владельцу. Об этом написано: “И поднимутся спасители на гору Цион, чтобы судить гору Эсава, и будет Б-гу царство”».

Конец царства Эдома описан у мудрецов («Пиркей де-раби Элиэзер», гл. 35): «Сказал Яаков [царству Эдома]: “Но в могилу будешь спущен, в задворки ямы”. Сказал ему Святой, благословен Он: “Если вознесешься, как орел, [и оттуда спущу тебя]…» Слово «оттуда» означает, что само это высокое место приведет к падению Эдома. Ведь у ложной реальности нет будущего. А поскольку вся основа, на которой стоит Эдом, – это ложь и тщета, значит, в итоге он падет.

Возникает вопрос: как мы можем одолеть царство Эдома, и что нам сделать, чтобы достичь долгожданного дня, когда оно вернет нам власть? Ответ на это, конечно же, тоже скрыт в Торе.

Выражение уважения и выражение гордыни

Говорит Рабейну Бехайе (Берешит, 27:19): «Яаков выразил уважение и просьбу: “Поднимись, пожалуйста, сядь и поешь”, и Святой, благословен Он, дал ему награду с таким же выражением. Моше, бывший его потомком, говорил: “Встань, Г-сподь, пожалуйста…”. Но Эсав выразился высокомерно: “Пусть встанет отец мой и поест”. И Святой, благословен Он, наказал его таким же выражением, как сказано: “Встанет Всесильный, и рассеются враги Его”».

Нужно понять связь между почтительным выражением Яакова и его наградой, и между высокомерным выражением Эсава и его наказанием.

Способ выражения у этих двух личностей показывал их особенности и внутреннюю суть. Поэтому награда и наказание были установлены по аналогии – по принципу «мера за меру». Высокомерное выражение Эсава означало, что он считал себя основой реальности, будучи уверен, будто все приходит к нему заслуженно. Поэтому он отдал приказ своему отцу и ожидал, что тот подчинится требованию: «Пусть встанет отец мой». Всевышний ответил ему тем же, наказав тяжкой мерой суда.

В отличие от него, у Яакова было иное мировоззрение, он просил, движимый «милосердием». Он понимал, что, согласно мере суда, у него нет права на жизнь, и он не может ничего требовать от отца. Поэтому умолял, чтоб ему дали желаемое из милосердия. Аналогично и Всевышний ответит ему в том же духе и даст его детям щедрую награду с милосердием.

Яаков – милосердие

Это мировоззрение, упомянутое выше, – о жизни согласно качеству милосердия – является главной особенностью Яакова, как мы увидим далее.

В Торе написано (Берешит 25:27): «А Яаков – человек непорочный, сидящий в шатрах». Cказано в «Шаарей Ора» (врата 5, 7): «Тайна срединного качества – как верхушка лулава (высший двойной лист), которая приводит две стороны к середине. Так и Яаков сводит к середине два шатра: шатер Авраама – доброту, и шатер Ицхака – суд… Он не отклоняется ни вправо, ни влево, и потому зовется Яаков “истиной”, согласно своему качеству». Отсюда видно, что Яаков был центральной точкой, в которой соединялись мера суда, относящаяся к Ицхаку, и мера доброты, относящаяся к Аврааму.

Рамбам («Море Невухим», ч. 3, гл. 53) объясняет различия между тремя качествами – добротой, правосудием и милосердием. Он говорит, что доброту (хесед) проявляет тот, кто дает, не будучи обязанным это делать. Правосудие (мишпат) относится к отдаче и ограничению в соответствии с тем, что заслуженно полагается. Милосердие (цдака) – это среднее качество, соединяющее суд с добротой. Иными словами, есть качество, называемое милосердием (цдака или рахамим), дающее новые критерии в рамках качества суда (см. «Месилат Йешарим», конец гл. 4). Так получает право на жизнь тот, кто потерял его в силу чистого суда. Это качество объединяет доброту с судом, как сказали наши учителя (Раши, Берешит, 1:1): «Увидел, что мир не может существовать, и поставил сначала милосердие, примешав его к суду».

Яаков соответствовал средней точке между крайностями. Она называется «милосердием» (рахамим) и создает мост между двумя сторонами – качеством доброты Авраама и качеством суда Ицхака. Она же выражалась и в том, как Яаков говорил, – в языке просьб.

Голос Яакова

Из всего сказанного мы сможем выучить наставление на все поколения и ответить на поставленный вопрос: как можно одолеть это могучее царство? Для этого приведем еще одно высказывание мудрецов («Берешит Раба», 65:20): «”И сказал: голос – голос Яакова, а руки – руки Эсава” (Берешит, 27:22). Яаков властвует только с помощью голоса… И когда звучит его голос, нет больше “рук Эсава” – они уже не властвуют».

На первый взгляд, это толкование мудрецов никак не вписывается в буквальный смысл фразы из Торы. Ведь Писание объединяет обе силы – голос Яакова и руки Эсава. А в высказывании мудрецов они противопоставлены друг другу через два противоположных состояния, которые не могут наступить в мире одновременно. Но размышляющий над глубиной Торы откроет, что это толкование не только не отрицает буквальный смысл, а вынужденно вытекает из него. И вот в чем здесь дело.

Наш праотец Ицхак удивлялся: «Голос – голос Яакова, а руки – руки Эсава?» Его удивление было вызвано противоречием и несовместимостью двух этих сил. С одной стороны, он почувствовал «волосатые руки Эсава». Руки указывают на того, кто считает себя обладающим собственным правом бытия, правит и властвует над другими. (Известно, что волосы указывают на утвержденную и влияющую на других сущность, а их отсутствие – на того, кто получает; мы это видим у ребенка, принимающего власть взрослого, дающего пропитание). С другой стороны, Ицхак услышал «голос Яакова», указывающий на представление о жизни по милосердию, жизни, получаемой в дар. Он был поражен: как оба эти принципа могут уживаться в одном человеке?

Теперь становится понятно толкование мудрецов, которые выучили из Торы послание всем поколениям: когда звучит голос Яакова, руки Эсава не могут властвовать. Смысл в том, что поскольку две эти силы противоположны и разрушают друг друга, то, когда «голос – голос Яакова», то есть когда Яаков соединяется со своей силой, нет места силе Эсава. Но если голос уже не характерен для Яакова, и Яаков перестает осознавать, что живет согласно милосердию, совершает ошибку, думая, будто его жизнь дана ему по суду, возникает возможность для власти рук Эсава.

«Спаси меня, пожалуйста»

Наш праотец Яаков хорошо знал, что в любое время нужды и стеснения ему остается надеяться лишь на «голос». Поэтому, когда Яаков возвращался в свою страну и против него выступил Эсав, он поднял глаза к небу и взмолился (Берешит, 32:11): «Недостоин я всех милостей и всей истины… спаси меня, пожалуйста, от руки брата». Рабейну Бехайе комментирует (там же): «Человеку стоит обратить внимание в молитве на свой недостаток… и на обилие милости Б-жьей и Его благодеяния… что Он – господин всего мира, дающий нам блага, как хозяин своим рабам – не по обязанности, а в виде чистой доброты». Краткими словами, высказанными мягко и с мольбой, Яаков выразил свое мировоззрение: его жизнь дана ему по милосердию. Яаков укрепился в этой мысли в час трудностей, зная, что лишь с этой силой он одолеет Эсава, идущего под знаменами противоположной идеи. Эту тайну нам передали мудрецы: во время любого бедствия мы должны обратиться к «голосу Яакова» – к осознанию жизни по милосердию. Это станет для нас спасением, чтобы мы смогли удостоиться милосердия и жалости от Б-га, полного милосердия!

Изгнание в Эдоме

У наших святых мудрецов есть твердое знание: изгнание, в котором мы сейчас пребываем, называется «изгнанием в Эдоме». Рамбан пишет (Бемидбар, 24:22): «Четвертый зверь, которого видел Даниэль, – это Рим, который изгнал нас и падет от руки Машиаха… Известно, что Рим, а не потомки Ишмаэля, изгнал нас в дни Веспасиана и Тита. Поэтому везде, где бы мы ни были, – и среди Ишмаэля, и от Индии до Эфиопии, мы все еще находимся в римском изгнании, пока не исчезнет память о нем, и мы не освободимся от него… Слова мудрецов – истина и не требуют подтверждения».

[Стоит отметить, что величавая Римская Империя зачахла и пала, и память о ней почти исчезла из мира, но все еще существуют государства, несущие ее знамена и представляющие ее идеи и воззрения. Названия этих государств передавались в традиции и были истолкованы нашими предшественниками (все это передавалось много поколений, прежде чем раскрылось в мире). Рабейну Ишайя ди-Трани пишет в комментарии к книге Даниэля (7:7): «”Четвертый страшный зверь” – это римское царство. “И десять рогов у него” – оно будет разделено на десять царей, и каждый будет править в своей земле. Это те, о ком написал рав Саадья: римский император в Константинополе, царь Армении, царь Венгрии, король Ашкеназа (Германии), царь Болгарии, царь Кнаана, король Франции, король Испании, царь России и царь Ишмаэля в Иерусалиме заодно с ними. Таковы десять царей в составе Римской Империи».]

Здесь нужно задуматься. Ведь когда Эдом не имеет фактической власти над нами, неправильно было бы называть это состояние «изгнанием в Эдоме». Чем же наше изгнание связано с Эдомом? Секрет в том, что название «изгнание» в основном относится к внутреннему состоянию народа Израиля, противоположному порабощающему его народу. Это состояние как раз и находится в изгнании, и из-за него евреи получают наказание. Наше изгнание наступило из-за отхода от идеи жизни по милосердию, которая противоположна идеям Эсава. И поскольку осознание этой идеи ушло в изгнание у евреев, они и сами были наказаны физическим изгнанием. А значит, до тех пор, пока этот грех проявляется среди нас, наше изгнание продолжает называться его именем: «Мы все еще находимся в римском изгнании, пока не исчезнет память о нем [пока не исчезнет внутри нас его причина], и мы не освободимся от него».

С помощью всего сказанного мы можем понять глубину слов мудрецов, установивших, что к разрушению Храма привел грех беспричинной ненависти (Йома, 9б). По сути, этот грех отражает мировоззрение Эсава, который видит свое «я» как нечто совершенное и законченное, как истинную реальность, не оставляющую места для существования чего-либо иного. И когда грех беспричинной ненависти усилился и возобладал над нами, и мы упали со своей духовной высоты, с уровня «голос Яакова», нас победили руки Эсава.

Грехи, приведшие к возвышению силы Эдома

«Сказал раби Йеуда, сказал Шмуэль: Когда Шломо женился на дочери фараона, спустился Гавриэль и воткнул тростинку в море. Там поднялась суша, и на ней был построен большой город Рим. В мишне учили: в день, когда Йеровам установил двух тельцов – одного в Бейт-Эле, а второго в Дане – была построена одна хижина, и это была греческая Италия» (Шаббат, 56б).

Мудрецы открыли нам, что этапы восхождения власти Рима наступали параллельно с грехами сынов Израиля. Начало этого процесса наступило вследствие греха Шломо. Потом Рим усилился и развился во время Йеровама, а в итоге этот корень полыни вырос и укрепился из-за беспричинной ненависти, укоренившейся среди сынов Израиля в период разрушения Храма.

Смысл в том, что грех беспричинной ненависти – это отказ человека принять существование и господство кого-то другого. Первая причина этого греха кроется уже в свадьбе Шломо с дочерью фараона [Рамбам пишет, что это, без сомнения, было после ее гиюра]. В их браке заключена тончайшая частица гордыни, как говорят мудрецы: «Сказал Шломо: Я умножу у себя жен и не сойду с пути» (Санедрин, 21б). Иными словами, здесь было принятие собственного мнения и отказ от руководства Творца. Это ощущение развилось и привело к греху Йеровама, который установил золотых тельцов, чтобы утвердить раскол между царством Израиля и царством Йеуды (Санедрин, 101б). Разделение возникло в результате гордыни Йеровама, который не желал склониться перед царем Йеуды. (Не хотел, чтобы евреи поднимались в Иерусалим, поскольку тогда царь Йеуды будет сидеть, а сам он – стоять, ведь сидеть в Храмовом дворе имеют право лишь цари из дома Давида). Потому сказано (там): «Гордыня Йеровама изжила его из мира…»

Это качество гордыни развилось в народе Израиля в течение поколений, пока не привело к беспричинной ненависти – к греху, который в наибольшей мере выражал разрыв между человеком и его ближним.

Как уже объяснялось, усиление греха в Израиле напрямую вело к укреплению римского царства, которое «гордится и наглеет» (Сифри, Балак), и которое разрушило наш дом – Храм. Наказание изгнанием было дано исполнить именно тому царству, которое само было поражено грехом сынов Израиля, – стране, голос толпы которой распространяется от края мира и до края (Йома, 20б). Это народ, провозглашающий: «Ради нас был сотворен мир» («Берешит Раба», 3:5) и «Нет никого, кроме нас».

Конец царства Эдома

Вскоре после того, как Эдом разрушил Второй Храм, наш учитель раби Элиэзер а-Гадоль открыл, что правление Эдома продлится дольше всех остальных царств. Вот что он говорит («Пиркей де-раби Элиэзер», г. 35): «”И вот ангелы Б-га поднимаются и спускаются по ней” (Берешит, 28:12). Показал ему Святой, благословен Он, четыре царства, их правление и падение. Показал ему ангела царства Вавилона, поднимающегося на семьдесят ступеней и спускающегося; ангела Мидии, поднимающегося на 52 ступени и спускающегося… Ангела царства Греции – 100 ступеней и спуск. Показал ему ангела царства Эдома, который поднимается и не спускается. И сказано (Йешаяу, 14): “Поднимусь на вершину облака, уподоблюсь Высшему”».

Причина того, что конец царства Эдома не был раскрыт, объясняется в Гемаре (Йома, 9б): «Первый Храм из-за чего был разрушен? Из-за трех вещей, бывших тогда – идолопоклонства, разврата и кровопролития… А Второй Храм, где занимались Торой, заповедями и благотворительностью, из-за чего был разрушен? Потому что была при нем беспричинная ненависть… У первых (Первый Храм), у которых раскрылся грех (их грех был явным), – раскрылся и их конец (они вернулись в свою страну к заранее определенному сроку). У последних, у которых грех не раскрылся, – не раскрылся и конец».

Эти слова мудрецов дополняют сказанное в «Пиркей де-раби Элиэзер» о том, что Яаков увидел, как царство Эдома поднимается и не спускается. Изгнание в Эдоме продолжается так долго из-за характера греха, приведшего к нему. Это грех, который «не раскрылся». В скрытом грехе очень трудно раскаяться. Ведь такой грешник выглядит чистым и праведным человеком, которому не о чем сожалеть. Более того, главное в тшуве – покорность и ощущение своей ничтожности. А человек, живущий с идеей «Я и никого, кроме меня», который «уже сделан» и считает себя идеальной реальностью, никогда не пробудится, не станет сожалеть о своих поступках и осознавать, что у него нет собственного права на жизнь. Вот почему Всевышний показал Яакову царство Эдома поднимающимся и не спускающимся. Пока не исправлена причина этого греха, избавление из изгнания не может произойти.

«Дерзость возрастет»

Кажется, будто сложившаяся ситуация не поддается исправлению. Ведь поколения продолжают деградировать, и мы достигли наиболее низкого состояния, описанного у мудрецов (Сота, 49б): «Перед приходом Машиаха дерзость возрастет… юноши будут позорить старцев… сын порочит отца, и дочь восстает против матери».

Слово «дерзость» указывает на «царство без короны» (Санедрин, 105а). Это царство живет ощущением совершенства и высоты. Это ощущение существа, которое «уже сделано» и живет по суду (т.е. в силу собственных заслуг), и которому уже ничего не осталось исправлять. Существа, отвергающего любое другое создание, даже более почтенное и заслуженное. Такое существо противоположно идее раскаяния!

На кого нам полагаться – на Отца небесного

При поверхностном взгляде не видно даже намека на надежду выйти из этого темного туннеля. Но евреи не отчаиваются! Именно то, что народ Израиля окажется на самом низком уровне, поможет ему подняться. Ведь из этого низкого состояния евреи поймут, что им не за что держаться, кроме «голоса Яакова» – мировоззрения жизни по милосердию и самоотречения перед Истинной Реальностью. В силу этого, в конце концов, они пробудятся, чтобы раскаяться в грехах, приведших к разрушению Храма.

Это имели в виду мудрецы в мишне (Сота, 49а), сначала описав низкое состояние перед приходом Машиаха – когда исчезнет уважение к Торе и все высшие добродетели, чистота и отрешенность, смирение и страх греха. В конце они говорят: «И никто не ищет, никто не просит и не спрашивает: “На кого нам положиться?” На Отца нашего небесного». Когда мы придем к осознанию, что не осталось никакой надежды удостоиться по суду, то станем уповать лишь на качество, называемое «небесным Отцом» и дающее жизнь тем, у кого нет права на нее, подобно отцу, милующему своего сына. В заслугу этого мы и удостоимся избавления.

«Пожалуйста, Б-же, спаси же»

Упомянутый принцип излагается в комментарии «Сфат Эмет», дополняя сказанное нами: «Во время избавления и спасения мы должны умножить мольбы, чтобы спастись навечно. Это милость, которую Творец проявляет даже к тем, кто подобен иве, и у кого нет ни вкуса, ни запаха. Только покорность – молиться перед Ним. Сила евреев – у них в устах. Они гордятся своим наследием: “Голос – голос Яакова”. Их голос приятен Ему. Они заслужат спасение даже в самых низменных поколениях, подобных иве, у которой нет ни вкуса, ни запаха. Нужно понять: в чем же, в таком случае, их сила? Написано: “Обеднел я, и меня Он спасет”. Когда знают, что бедные, и нуждаются в спасении, оно к ним приходит… Поэтому основное спасение – скорый приход нашего праведного Машиаха – уготовано именно низким поколениям. Еще одно объяснение слов “Обеднел я, и меня Он спасет” состоит в том, что даже после спасения остаются бедными – нужно знать, что оно пришло по милости Свыше… К тому же, наши поколения должны принять авторитет прежних поколений, чтобы быть спасенными в заслугу отцов. Тогда и спасение будет готово для нас в большей мере, чем для прежних поколений. Это и означает “Обеднел я, и меня Он спасет”. Б-г, помогающий бедным, смилуется, сжалится и спасет бедный и нищий народ. Кто еще может быть беднее, чем мы теперь? От Б-га спасение!»

Заключение

Итак, чем больше мы укрепимся в голосе Яакова, глядя на себя истинным взглядом и признавая, что недостойны всей милости и правды, и что все благо, дарованное нам, не заслужено нами, и сама наша жизнь не совершенна, – тем скорее возвысимся над мировоззрением «Я и ничего, кроме меня». Тогда мы сможем принять существование окружающих и благодаря этому удостоимся вечного избавления, как сказано у мудрецов (Санедрин, 98а): «Сказал раби Ханина: Сын Давида не придет, пока не иссякнут все гордецы в Израиле, как сказано: “Ибо тогда устраню изнутри тебя веселящихся в гордости”, а также: “И оставлю внутри тебя народ бедный и нищий, и будут полагаться на имя Б-жье”. От Всевышнего исходит спасение!

Перевод под редакцией р. Г. Спинаделя. Книга «Из глубин. О разделах Торы» вышла в издательстве «Ам а-Сефер». По вопросам приобретения – посетите магазин еврейской книги онлайн.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

материальные блага
| Рав Йоэль Тейтельбойм из Сатмара

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий