Недельная глава Толдот — У каждого еврея — своя индивидуальность

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин | версия для печати версия для печати

«И был голод на земле, кроме прежнего голода, который был в дни Авраама; и пошел Ицхак к Авимелеху, царю пелиштим, в Грар. И Себя явил ему Г-сподь и сказал: Не спускайся в Египет, обитай на земле, о которой скажу тебе». (Берешит, 26:1-2)

Раши пишет, что Ицхак хотел спуститься в Египет, чтобы пережить голод, свирепствовавший в Земле Обетованной – подобно его отцу Аврааму, в чьи дни происходило то же. Однако Творец предостерег Ицхака от этого шага. По словам Раши, Г-сподь сказал ему: «Ты – жертва вознесения, и (проживание) за пределами этой земли недостойно для тебя». С тех пор, как Авраам собирался принести Ицхака в жертву, тот освятился святостью жертвы.

Подобное мы встречаем и в дальнейшем. Когда Ицхак поселился в Граре, местные жители спросили его о Ривке. Ицхак сказал: «Моя сестра она», опасаясь, как бы его не убили из-за его жены. И в этом Ицхак пошел по стопам Авраама, который, придя в Египет, сказал о Саре: «моя сестра» (Берешит, 12:13). Однако, если жена Авраама была взята в дом фараона, истину о Ривке открывает Авимелех еще до того, как Ривка был взята к нему в дом, как сказано: «И было, когда провел он там много дней, и взглянул Авимелех, царь пелиштим, в окно и увидел: вот Ицхак веселится с Ривкой, своей женой. И призвал Авимелех Ицхака и сказал: Однако; вот жена твоя она!» (Берешит 26:8-9).

Эти различия между Авраамом и Ицхаком связаны с разницей в возложенной на них духовной работе. Как говорит Раши, Ицхак был «жертвой вознесения», поэтому поведение Творца с ним было иное, нежели с Авраамом. То, что «подходило» по отношению к Аврааму, «не подходило» по отношению к Ицхаку.

Хотя всех нас объединяет исполнение законов Торы и постановлений мудрецов, у каждого человека свой уникальный удел в служении Творцу. Во всем мире нет двух человек, духовные задачи которых были бы идентичны. А различия в духовной работе зависят от различий между душами. Аризаль пишет, что у каждого еврея есть своя неповторимая душа, у которой свои особенности, своя индивидуальность. От этих особенностей души зависят способности и склонности каждого человека.

Сказали наши мудрецы (Мидраш Танхума, Пинхас, 10): «Подобно тому, как различны лица людей, так различны их мысли». Лицо выражает внутренний мир человека, и, как сказал царь Шломо (Коэлет, 8:1): «Мудрость человека просветляет лик его…». По этой причине лицо на святом языке называется паним (פנים) от слова пним (פנים), что означает «внутреннее». Поскольку у каждого еврея своя индивидуальная душа, свой неповторимый духовный мир, у каждого есть свое неповторимое мировоззрение, свои неповторимые склонности и способности. И эти склонности еврей должен использовать для службы Творцу.

Рассказывают, что как-то в ешиву Мир пришел новый студент по имени Шломо Вольбе. Духовный руководитель йешивы рав Йерухам Лейвович попросил у одного из приближенных к нему учеников побеседовать с новым студентом, чтобы понять его сущность и каким образом, в соответствии с ней, следует его духовно продвигать. После беседы с ним сказал ученик: «Он слишком еки (еким – евреи, выходцы из немецкоязычных стран, известные своей пунктуальностью), это качество нужно постараться искоренить, чтобы оно не мешало ему в служении Творцу». Ответил рав Йерухам: «Не нужно искоренять эту особенность, наоборот, нужно дать ему возможность служить Творцу, используя ее». И так рав Йерухам его воспитывал. Прошло время, и этот студент стал одним из духовных лидеров прошлого поколения – это известный рав Шломо Вольбе, да будет память о праведнике благословенна.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий