Беар — Заповедь о цдаке – благо для дающего

Дата: | Автор материала: Рав Йосеф Хаим из Багдада (Бен Иш Хай)

3450

Недельная глава Беар

«Если обеднеет брат твой, и ухудшится его состояние у тебя, то поддержи его, и пришельца, и жителя, и пусть жив будет при тебе» (Ваикра, 25:35).

Этот стих труден для понимания и даже для простого прочтения. Во-первых, что значит «у тебя»? У кого ухудшилось состояние? Во-вторых, согласно Раши, упоминание пришельца и жителя обязывает поддерживать даже инородцев, проживающих среди нас. Если так, почему же Тора не перечисляет их вместе с «твоим братом», а помещает их в конец стиха? В-третьих, зачем писать «и будет жив при тебе», разве не сказано уже «поддержи его», что, по сути, то же самое?

Для объяснения приведем историю о двух соседях, состоятельных людях. Один из них, Реувен, в результате неудачной сделки остался без гроша, но прятал свои проблемы за довольной улыбкой преуспевающего человека. Однако улыбкой сыт не будешь, и как-то перед Шаббатом у него закончилась еда, а купить было не на что. Он обратился к соседу Шимону с просьбой одолжить 50 динаров до выхода Шаббата, – а сам решил положиться на Творца, ведь о затратах на Шаббат сказано: «занимайте, Я верну». Шимон, однако, сказал, что не имеет под руками нужной суммы, и предложил обратиться к кому-нибудь другому.

Придя домой, Шимон рассказал жене о произошедшем и прокомментировал это так: Реувен – обманщик, ходит с довольным лицом, цветущий, а мне рассказывает о бедственном положении! Все это ложь, а он просто хочет отвертеться от обязательного для всех сбора денег на цдаку. А если у него действительно все так плачевно, откуда будут деньги вернуть долг, да еще сразу после Шаббата?! И Шимон не внял предположению, высказанному женой, что, возможно, все – правда, а спокойный вид Реувена – это следствие его упования на Творца.

Прошло несколько лет, и круговорот событий поменял ситуацию на обратную: Реувен вновь обрел достаток, а Шимон прогорел. Он первое время не подавал виду, но в доме кончилась еда, – как раз перед наступлением Шаббата. Шимон пошел к соседу одолжить денег, 50 динаров – до конца Шаббата. Реувен незамедлительно выдал означенную сумму, и Шимон, обрадованный, пошел готовиться к Шаббату. Присутствовавший при этом сын Реувена был в недоумении: «Отец, как ты согласился? Это так неправдоподобно: Шимон ходит спокойный и довольный, разве так ведет себя тот, кому нечего есть? И почему он пришел так близко к Шаббату? И откуда у него найдутся деньги сразу после Шаббата?» Но на все эти резонные соображения у Реувена был исчерпывающий ответ: «Сынок, знай, что несколько лет я сам был в таком же положении, вплоть до мельчайших деталей. И тогда Шимон был таким же сообразительным, как ты, – и отказал мне в помощи. И я теперь знаю, что всякое может быть, ведь я на себе испытал точно такую же ситуацию».

Наставники – баалей мусар – говорят нам, что, когда обеспеченный и довольный жизнью человек иногда вынужден просить ссуду для своего бизнеса, – это Всевышний дает ему почувствовать, что значит нуждаться и просить у других. Это поможет пробудить в нем сочувствие к нуждающимся, чтобы он отнесся к ним уважительно, внимательно и сердечно.

Еще нам поможет в понимании такая притча. Царь нанял большого мудреца в учителя своему сыну и наследнику, – подготовить его к правлению страной. Несколько лет мудрец обучал принца дипломатии, военному искусству, вопросам внутреннего управления и экономики. В какой-то момент учитель известил царя о завершении обучения, и царь, проэкзаменовав сына, убедился, что тот в совершенстве владеет нужными знаниями. Мудрец был щедро вознагражден и представлен к высокой награде и почестям. Он, однако, попросил отправить к нему принца на несколько часов на следующий день: осталось еще кое-что, еще один урок. Назавтра принц прибыл к наставнику, и тот связал его и бил – плеткой и палкой – пятьдесят ударов по пяткам, в частности. Не помогли ни крики, ни мольбы – ничего. После экзекуций еле живой принц, стеная от боли, вернулся к отцу и изложил содержание последнего «занятия». Царь вознегодовал, сразу приговорил мудреца к повешению. Того схватили и привели к царю, и монарх спросил: «Как ты мог? Зачем? И разве ты не понимал, что тебя ждет за такое обращение с особой из царской семьи? Ты же мудрый человек!» Наставник отвечал: «Твой сын рос во дворце, он не знает, что такое боль и страдания. Ему предстоит вершить суд, и он с легкостью может приговорить мелкого вора к тысяче плетей, при том, что половины этого хватит, чтобы нарезать его кожу на узкие полосы. Разве достойно царя выносить приговоры, несоразмерные преступлению? Но теперь принц знает вкус боли и страдания, и в своих решениях будет проявлять взвешенность». Эти рассуждения запали в сердце царя, он отменил свой приговор и еще одарил мудреца за ценный и необходимый урок, преподанный сыну.

Об этом говорят нам баалей мусар: настоящая причина, почему богатому приходится время от времени обращаться за помощью – чтобы вселить в его сердце понимание трудностей другого. И когда бедняк говорит ему, что не ел целый день, пусть вспомнит богатый, как постился в Йом Кипур, и свои ощущения, и не станет задерживать помощь голодному.

В свете сказанного упомянутый отрывок становится предельно ясен: когда твой брат обеднел и пришел к тебе за помощью, не позволяй дурному началу запутать тебя всякими доводами, вроде упомянутых в нашей истории. Вспомни, как было у тебя в такой же или похожей ситуации. И если у тебя так было в отдельные моменты, то у твоего обедневшего брата это постоянное состояние. И ты должен его поддержать, а не слушать «разумные доводы» дурного начала.

Кроме того, поддерживая его, ты делаешь благо самому себе в первую очередь. Т

алмуд (Бава Батра, 11а) рассказывает о царе Мунбазе, который раздавал деньги бедным, не жалея своей сокровищницы. Своим приближенным он объяснил: «Мои отцы хранили для других, я храню для себя». Его предшественники накапливали богатства, но сами ими не попользовались, а передали все другим – наследникам. Но он, превратив это все в цдаку, приобрел себе личный капитал, – состояние, которое останется за ним, в его заслугу. И Тора говорит о пришельце и жителе: пока деньги на руках у собственника, он в отношении своих денег пришелец – сегодня здесь, завтра там, сегодня при деньгах, завтра – без. Но, выполнив свою обязанность поддержать брата, он закрепляет за собой эти отданные деньги на правах жителя, как вечную заслугу себе – за то, что поддержал и оживил брата, жив он будет при тебе: в первую очередь ты будешь жив, а он – при тебе!

Перевод – рав Ш. Скаржинский


http://www.beerot.ru/?p=25651