Комментарии Рамбана — Беар — Тайна истории

Дата: | Автор материала: Рамбан

1733
Тайна истории

При заключении нового союза

«И говорил Б-г, обращаясь к Моше на горе Синай» (Ваикра, 25:1).

«Разве есть какая-то особая связь между законом о субботнем годе и горой Синай? Ведь и все другие заповеди были даны на горе Синай! Но здесь упомянуто о горе Синай, чтобы показать нам: как закон о субботнем годе был дан на горе Синай со всеми общими принципами, нюансами и подробностями, так и все заповеди Торы были даны на горе Синай со всеми общими принципами, нюансами и подробностями». Такое толкование приведено в сборнике мидрашей «Торат коаним».

Смысл этой барайты из «Торат коаним» ясен. В общей форме закон о субботнем годе был дан на горе Синай, как написано в главе «Мишпатим»: «Шесть лет засевай землю твою и собирай плоды ее, а в седьмой оставь ее в покое, чтобы питались неимущие из народа твоего, а остатком питались полевые звери; так же поступай и с виноградником твоим и с оливой твоею» (Шмот, 23:10-11) – это основные принципы субботнего года. А здесь Тора возвращается к этой теме и добавляет, что на горе Синай были сообщены также все нюансы и подробности, упомянутые в данной главе. А в конце этой книги написано: «Вот заповеди, которые Б-г заповедал Моше для сынов Израиля на горе Синай» (Ваикра, 27:34) – чтобы соотнести все заповеди с приведенными здесь законами о субботнем годе, показав, что и в других заповедях все общие принципы и все подробности были даны с Синая.

И с моей точки зрения, эта глава соответствует верной хронологической последовательности. А слова «обращаясь к Моше на горе Синай» подразумевают тот период, когда Моше поднялся, чтобы получить вторые скрижали.

Ведь последовательность событий была такой. В начале первых сорока дней Моше записал в Книге союза все законы, произнесенные там, и окропил народ «кровью союза», – а затем получил первые скрижали. Но когда народ согрешил с золотым тельцом и скрижали были разбиты, этот союз со Святым, благословен Он, был расторгнут. А когда Святой, благословен Он, проявил Свое благоволение, дав Моше вторые скрижали, Он заключил новый союз, как сказано: «Вот, Я заключаю с вами союз…» (Шмот, 34:10). И там были повторены основные заповеди, данные при заключении первого союза и записанные в главе «Мишпатим». А затем Всевышний сказал Моше: «Запиши себе это, ведь это – основа союза Моего с тобою и с Израилем» (там же, 34:27).

И вот, в первой Книге союза закон о субботнем годе, как я уже упомянул, сформулирован в общем виде: «А в седьмой (год) оставь ее (землю) в покое, …так же поступай и с виноградником твоим и с оливой твоею» (Шмот, 23:10-11). А теперь, при заключении второго союза, эта заповедь была дана со всеми подробностями и определена кара за ее нарушение.

При заключении первого союза, в первые сорок дней пребывания на горе Синай, Моше получил повеление возвести Шатер Откровения. И когда Святой, благословен Он, проявив благоволение к Моше, возжелал заключить с народом второй союз, Моше спустился с горы и передал народу всё, что повелел ему Б-г на горе Синай, и в том числе, заповедь о Шатре Откровения. И тогда Моше собрал всю общину Израиля и сказал им: «Вот что повелел Б-г сделать…» (там же, 35:1) и сообщил им всё необходимое для возведения Шатра. Сыны Израиля приняли это с радостью и вскоре принесли свои пожертвования, – Шатер был сделан, и все работы завершены.

И как только Шатер был установлен, Б-г сразу же «призвал Моше, и говорил с ним из Шатра Откровения» (ср. Ваикра, 1:1), заповедав приносить жертвы и сообщив всё, связанное со служением коэнов. И Моше сразу передал услышанное Аарону и его сыновья, и всему народу Израиля. А когда закончил говорить об этом, добавил: «А еще Б-г повелел мне на горе Синай разъяснить вам законы о субботнем годе и йовеле и заключить с вами новый, клятвенный, союз, касающийся всех этих заповедей и законов».

И на этот раз не было необходимости приносить жертвы и окроплять кровью народ и жертвенник, как это было в первый раз, – но они заключили союз этими клятвами и обетами. И поэтому сказано: «Вот установления и законы, и наставления, которые установил Б-г между собою и сынами Израиля на горе Синай через Моше» (там же26:46) – ведь Творец установил с ними этот союз, простив их, как я уже объяснял в комментарии к концу главы «Ки тиса».

Тайна истории

«Земля должна покоиться в Субботу Б-га» (Ваикра, 25:2).

Здесь нам приоткрывается одна из величайших тайн Торы. И уже намекнул на нее раби Авраам (Ибн Эзра): «Написано «в Субботу Б-га» – так же, как о дне Шабата, и тайна мировой истории скрыта в этом месте Торы».

Прислушайся, чтобы понять то, что я имею право тебе поведать, и если удостоишься, то поймешь.

Я уже писал, комментируя главу «Берешит», что шесть дней Творения соответствуют периодам истории мира, а «день седьмой, Суббота, – Г-споду, Б-гу твоему» (Шмот,20:10) – это покой, посвященный Его великому Имени. И об этом написано: «А в седьмой день (недели) что произносили (левиты в Храме)? Песню на день Субботы, ведь Грядущий мир – это целиком субботний покой в вечной жизни».

И вот, в шести днях Творения содержится намек, связанный с тем, что было сотворено в эти дни, а годы (семилетнего и пятидесятилетнего циклов) намеком указывают на продолжительность истории Вселенной.

И поэтому наказание за нарушение законов субботнего года строже, чем за нарушение других запретов. За нарушение субботнего года народ отправляется в изгнание, так же, как за распутство, – ведь написано: «А вас рассею Я между народами и обнажу меч вслед вам, и будет страна ваша пуста, и города ваши будут руинами. И тогда возместит земля субботы свои во все дни запустения своего, когда будете вы в стране врагов ваших; в то время будет покоиться земля и возместит себе субботы свои» (Ваикра,26:33-34). И там же повторено: «Во все дни запустения своего будет она покоиться, сколько не покоилась в субботние годы ваши, когда вы жили на ней» (26:35). И еще сказано: «Так как страна эта будет оставлена ими и возместит свои субботние годы в запустении от них, и искупят они вину свою – что презирали законы Мои, и установлениями Моими гнушалась душа их» (26:43). А в мишне написано: «Изгнание приходит за волокиту при судопроизводстве, за корыстное искажение истины на суде и за нарушение законов субботнего года». Ведь каждый отвергающий законы субботнего года тем самым проявляет неверие в сотворение Вселенной и в Грядущий мир.

[В общепринятой редакции Мишны написано несколько иначе: «Мор приходит в мир за то, что не были преданы суду преступники, караемые по Торе смертью, и за нарушение заповедей, связанных с плодами седьмого года. Меч (т.е. война) приходит на землю за волокиту при судопроизводстве, за корыстное искажение истины на суде и за ложное толкование Торы. …Изгнание приходит за идолопоклонство, за разврат и за кровопролитие, а также за нарушение законов субботнего года» (Авот 5:8-9).

Но, во всяком случае, как и отмечает Рамбан, нарушение законов субботнего года является одной из основных причин изгнания. И Раши также указывает, что народ Израиля изгоняется со своей земли в первую очередь за нарушение законов субботнего года. А 70 лет вавилонского изгнания соответствуют семидесяти субботним и юбилейным годам, которые были осквернены евреями за предыдущие четыреста тридцать лет их пребывания на святой земле (Раши на Ваикра на 25:18 и 26:35).

В мидрашах и Талмуде переданы слова Творца, обращенные к народу Израиля: «Я повелел вам обрабатывать землю в течение шести лет, а на один год оставлять ее в покое ради Меня, чтобы вы понимали, что земля – Моя. Но вы так не сделали – вы согрешили и были изгнаны, и земля отдохнет от вас все те субботние годы, которые вы Мне задолжали» (Сифра, Бехукотай, перек 7, 2; Санэдрин 39а).

Таким образом, земля Израиля дана евреям лишь на условии, что они признают Творца единственным и полновластным хозяином мира, как написано: «Б-гу принадлежит земля и всё, что на ней, Вселенная и ее обитатели» (Теилим 24:1). Но природные процессы, посредством которых происходит эволюция Вселенной, скрывают ее истинного Хозяина, и поэтому сотворенный мир называется עולם (олам) – от слова עלס(«скрывать», «утаивать»). И в том, что Творца не признают хозяином мира, заключен корень всех грехов, ведущих к изгнанию – не только нарушения законов субботнего года, но и идолопоклонства, распутства и кровопролития. А народ Израиля обладает заслугой жить на святой земле только в том случае, если исполняет волю ее Владельца (Ми-маамаким, Ваикра 72, стр. 384-385; см. также далее – коммент. на Ваикра 25:23-24).]

А закон о йовеле («юбилейном годе») связан с первыми строками Торы – от «Вначале» (Берешит, 1:1) до «И завершены были» (там же 2:1), так как в йовель «возвратится каждый во владение свое, и каждый к семейству своему возвратится». Это «основание верное», окруженное безмолвием тайны. И об этом сказано: «Земля должна покоиться в субботу Б-га» и «Объявите свободу на земле» (Ваикра, 25:10). И это – та «земля жизни», на которую намеком указывается в первой строке Торы. Об этом написано: «…землю вспомню» (Ваикра26:42). И я уже упоминал об этом не раз.

И, возможно, на это указывали мудрецы Талмуда, говоря: «Пятьдесят врат познания сотворены во Вселенной, и все они были открыты для Моше, кроме одних», ведь каждый субботний год – это одни врата. И вот, Творец известил Моше обо всем, что произойдет, – от начала и до конца, кроме святого йовеля.

Урожай на три года

«А если скажете: что же будем есть в седьмой год?» (Ваикра, 25:20-22).

Эту строку следует понимать так, как будто она написана с перестановкой слов: «А если скажете в седьмой год: что же будем есть (в будущем году)?» – поскольку они беспокоятся о восьмом годе. А в субботний год, начиная с месяца тишрей, едят плоды урожая шестого года, ведь и во все другие годы питаются плодами прошлого урожая до жатвы, т.е. до праздника Шавуот, а также и позднее – до того, как закончат сбор и просеивание зерна.

И следует объяснить, что в словах «Я пошлю вам благословение Мое в шестой год, и он принесет урожай на три года» подразумевается и йовель (юбилейный год). Т.е. урожая шестого года хватит на субботний год, на следующий за ним йовель и на год послейовеля – все это время будут кормиться зерном старого урожая.

И сказано: «будете сеять в восьмой год» – т.е. в тот восьмой год, (который не являетсяйовелем), вы будете сеять, как обычно, не стремясь побыстрее вспахать, посеять и сжать, так как старого урожая хватит до праздника Суккот, когда соберут новый. А в сборнике мидрашей «Торат коаним» толкуют: «На три года – на шестой, на седьмой и на исход седьмого. Другое объяснение: на три года – на седьмой год, на йовель и на исход йовеля».

[Комментаторы отмечают в этом объяснении Рамбана противоречие: как могут вседьмой год спросить: «Что же будем есть в будущем году?», если написано (Ваикра 25:21): «Я пошлю вам благословение Мое в шестой год, и он принесет урожай на три года»? Если в шестой год получат такой большой урожай, то в седьмой год не будет повода для вопроса! И есть объясняющие, что в шестой год получали обычный урожай, но для тех, кто соблюдал законы шмиты (субботнего года), его хватало на три года, – и это было испытанием веры (см. Кли якар, Ваикра 25:20; см. также Талелей орот, Ваикра 25:20-21).

Согласно другому объяснению, в канун субботнего года, действительно, происходило открытое чудо и собирали тройной урожай. Но, поскольку не все поколения были достойны чуда, то в поколениях, не удостоившихся тройных урожаев, могли спросить: «Что же будем есть?» – и тогда происходило скрытое чудо: тем, кто соблюдал законы шмиты, хватало плодов старого урожая (см. Сфат эмет, Беhар, 5637; Пардес Йосеф, Ваикра 25:20/23/).

Как отмечал наш учитель р. И. Зильбер, «история нашего народа свидетельствует, что соблюдение этой заповеди никогда не было причиной каких-либо продовольственных проблем: ни в еврейских, ни в нееврейских источниках нет ни упоминаний, ни даже намеков на голод в субботний год. Но когда евреи перестали соблюдать заповедь о субботнем годе, последовало наказание: в Израиле и в Иудее во время правления Ахаза, Менаше и других царей-отступников начинались годы неурожаев, раздоров и войн».

Вместе с тем, неясно, действует ли обещание Творца о том, что шестой год «принесет урожай на три года», в наше время, ведь еще не все колена Израиля живут на своей земле и не все живущие на ней соблюдают законы субботнего года. «Но факт, – добавляет р. И. Зильбер, – что Создатель, обещавший за исполнение этой заповеди тройной урожай, во всяком случае, оказывает соблюдающим ее особую помощь и сегодня – как за исполнение заповеди, требующей большого самопожертвования». В качестве примера р. И. Зильбер приводит сухие статистические данные об урожаях. Так, в 1972 году, в канун субботнего года, в Израиле собрали около 300 тысяч тонн пшеницы, тогда как в среднем собирали по 150 тысяч тонн в год. А в мошаве Комемиют, где законы седьмого года соблюдаются особенно строго, в тот же год собрали более 2100 стандартных ящиков фруктов, тогда как в течение шести предыдущих лет собирали по 700. «Это можно, наверное, представить себе, – подытоживает р. И. Зильбер, – неким авансом, побуждающим нас соблюдать эту заповедь» (см. «Беседы о Торе», Беар).]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.

http://www.beerot.ru/?p=14252

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here