Беар — Отдых земли

отдых земли

Недельная глава Беар

«…И пусть отдыхает земля – суббота Г-споду» (Ваикра, 25:2).

Относительно смысла этой заповеди существуют различные мнения. Многие утверждают, что отдых необходим земле для того, чтобы она могла продолжать давать силу посевам. К этому мнению склоняется Рамбам. Другие, однако, спорят с ним: ведь если это так, то почему наказанием за нарушение покоя земли служит изгнание? Было бы более понятно, если бы земля в наказание перестала бы помогать расти плодам. И кроме того, нельзя сказать, что это будет «суббота Г-споду» – ведь это лишь потребность самой земли.

Сказано также (о времени, когда еврейский народ находится в изгнании): «Тогда даст утешение [Всевышнему] земля за субботы свои» (Ваикра, 26:34). Как же она «даст утешение» [Раши объясняет, что это будет утешение гневу Всевышнего за несоблюдение еврейским народом субботних лет], если в Стране поселятся другие народы, постоянно обрабатывающие землю? Как будет отдыхать земля без евреев?

Книга «Акедат Ицхак» указывает на другую причину заповеди. Она состоит в напоминании о сотворении мира, о прошедших годах и том, что мир конечен. Подобное объяснение приводит и Абарбанель. Но и такое объяснение не очень понятно: субботний день, напоминающий о сотворении мира, повторяется еженедельно. И, если уж он не поможет, чем лучше гораздо более редкий седьмой год?

Смысл этой заповеди в том, чтобы укоренить в сынах Израиля веру и упование на Б-га. Ибо Всевышний, благословен Он, предвидел, что, придя в Страну и занявшись земледелием по обычаю всех народов, евреи весьма преуспеют в этом. И тогда забудут Б-га, не станут полагаться на Него, думая, что собственная сила и крепость рук принесли им удачу. Земля ведет себя согласно своей природе, а они – полновластные хозяева на ней.

Поэтому Всевышний противопоставил заповедь Торы естественному природному ходу вещей. Среди народов мира принято обрабатывать землю два года и на третий оставлять ее «под паром», чтобы земля восстановила свои силы. Всевышний же сказал нам: «Шесть лет засевай поле твое…» – подряд год за годом, и Я обещаю тебе, что земля не пострадает от этого. Более того, по законам природы, после шести лет посевов если и не иссякнет сила земли, то уж, во всяком случае, и не прибавится. Всевышний же сказал, что в шестой год Он добавит силы земле – «И пошлю Я благословение Мое в шестой год и даст [земля] урожай на три года». Благодаря всем этим чудесам, люди будут знать, что Ему принадлежит земля и станут уповать на Г-спода.

Подобно тому, как, собирая в пустыне ман лишь на один день, евреи полагались на Г-спода, так должны и мы полагаться на Него в год Шмиты. Нет сева и нет жатвы, однако полагайтесь на то, что в шестой год земля даст урожай на три года. И еще большее чудо, что даже если урожай шестого года не будет больше обычного количеством, Всевышний пошлет Свое благословение и в амбары, так, что и немного зерна хватит, чтобы насытиться. И в этом есть очевидное чудо, превосходящее все другие.

Это объяснение более ясно, чем то, что сказано комментаторами. В соответствии с ним понятно, почему изгнание из Страны является наказанием за пренебрежение субботой земли. Ведь причина этого греха – в недостатке веры, упования на Творца (наделившего Страну Израиля особыми свойствами). Как сказано (Ирмия, 5:1): «Пройдитесь по улицам Иерусалима и знайте и видьте, есть ли муж, ищущий веры – и прощу Я ему [Иерусалиму]».

Земля сама взыщет с грешников. Ведь и она сама желает того, чтобы благодаря ей укрепилась вера в Б-га. Кроме этого, благодаря заповеди Шмиты все ощутят, что они – лишь работники на земле, Всевышний же – ее истинный  хозяин.

И поэтому за пренебрежение этой заповедью сама земля строго спросит с евреев. О времени изгнания сказано: «Тогда даст утешение [Всевышнему] земля за субботы свои» – сама земля даст утешение гневу Всевышнего за нарушенные еврейским народом субботние годы.

Комментарий «Кли Якар»

 


http://www.beerot.ru/?p=38014