Недельная глава Беар
«Не бери с него процента и роста» (Ваикра, 25:36).
Талмуд (Бава Меция, 75б) приводит слова раби Шимона: «Те, кто ссужают под процент, больше теряют, чем приобретают. Да к тому же выставляют Моше Рабейну “мудрецом”, а Тору – “истиной” (т.н. чистый язык: эти слова надо понимать строго наоборот, Б-же упаси), потому что говорят: если бы Моше знал, что это прибыльное дело, он бы не написал такого запрета».
Раши объясняет, что ростовщики навсегда разоряются, и о том же говорит Гемара, приведенная выше.
Сказано (Теилим, 15:5): «Деньги свои не давал в рост, взятки в ущерб невинному не брал. Делающий такое не пошатнется вовек».
Соответственно, тот, кто давал в рост и брал взятки, пошатнется и упадет навек, как объяснил Раши.
Трудно понять его объяснение, ведь по нему остаются неясными слова раби Шимона. По Раши выходит, что он потеряет все, и нет речи о какой-то выгоде, а раби Шимон сопоставляет выгоду с потерями, – значит, есть выгода. Кроме того, выше Гемара говорила о грядущем разорении, но оно может произойти и не с самим ростовщиком, а с его наследниками, а сам он может прожить всю жизнь в достатке. И хотя проклятие висит над его состоянием, это можно назвать наказанием, но не потерями или ущербом.
Попробуем объяснить сказанное в Талмуде под иным углом. Для этого приведем сначала такой диалог. Один искусный ювелир в кругу друзей высказался о своих руках: «Это дар с Небес. Мне следует благословить Творца за них, какие вещи они умеют делать, как люди восхищаются их произведениями, как они кормят меня и мою семью!» Присутствовал там некий ростовщик, и он сказал: «Что ж, твои руки все же много времени отдыхают или вынужденно простаивают: когда ты спишь, ешь, находишься в туалете. В Шаббат и праздники тоже простой. А мои деньги работают на меня всегда: двадцать четыре часа в сутки, круглый год. Даже в Йом Кипур, когда все, исповедуясь, говорят: “За грех, который мы совершили пред Тобой, взимая проценты и давая в рост”, мои деньги работают!»
В словах ростовщика нас особенно интересует аспект работы денег «двадцать четыре часа в сутки, круглый год».
Царь Давид сказал (Теилим, 55:24): «Люди крови и обмана, не ополовинят их дней…» Мудрецы отнесли это на счет берущих процент по ссуде.
Многие комментаторы задавались вопросом: как же так, мы видим ростовщиков, которые долго живут и не собираются умирать на «середине дней»? Объясняют это, опираясь на Гемару (Шаббат, 89б), где сказано, что Всевышний объявляет праотцам, каждому по очереди: «Твои сыновья согрешили!» Ицхак произносит речь в свою защиту, и делает такой подсчет. Человек живет до семидесяти лет. Первые двадцать лет Небесный суд не наказывает его, остается пятьдесят. Из них половину времени человек спит (имеется в виду темное время суток), остается двадцать пять лет. Из них половину человек ест, пьет, молится, находится в туалете и т. д. В остатке – двенадцать с половиной лет, и Ты можешь это простить, а если нет, то я беру на себя половину…
Таким образом, ростовщикам угрожает не короткая жизнь. Защита от обвинения, которую предлагает Ицхак – вот что они теряют. К ним неприменим его подсчет, ведь их грех не знает остановки: когда они спят, едят, в Шаббат и праздники, – их деньги продолжают работать, то есть грешить, «не покладая рук»! Вдобавок они еще и кичатся этим фактом, как в приведенном выше диалоге, что показывает их стремление к этому безостановочному беззаконию. И им «не ополовинят их дней», как остальным, никаких скидок, поблажек и облегчающих обстоятельств на Высшем Суде…
Это и есть потеря, о которой говорит раби Шимон: что-то ростовщик приобретет, заработает, но он утратит всякую защиту на Суде, и предстанет там как тот, кто грешил всю жизнь безостановочно! Ведь именно этого он хотел: чтобы деньги его работали непрерывно.
Перевод – рав Ш. Скаржинский