Глава Мецора — Эликсир жизни

Дата: | Автор материала: Рав Ашер Вайс

565
эликсир

В «Мидраш Раба» (Мецора 16:2) приводится история об одном коробейнике, который ходил по окрестностям города Ципори и провозглашал: «Собирайтесь все, кто хочет приобрести эликсир жизни!» Разве есть тот, кто не хочет жить долго? И на призывы заезжего продавца собралось множество народу. Тогда коробейник взял книгу Теилим и прочел: «Кто человек, желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро? Стереги язык свой от зла и уста свои – от лживых слов. Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему» (Теилим, 34:13-15). Тогда произнес раби Янай, пораженный словами торговца: «Все дни своей жизни я читал эти стихи, но не знал, как правильно их понимать, пока не услышал их от коробейника».

Эти слова раби Яная удивляют не меньше. Ведь торговец лишь процитировал стих из Теилим, не приведя никаких комментариев! Он не привел нового толкования стихов, ни тайного, ни явного!?

И вот какое пояснение мне видится по этому поводу. На своем примере он хотел показать людям, что каждому человеку по силам справиться с запретным желанием злословить. Ведь понятие рехилут происходит от его специальности — рохель (коробейник). Он ходит из города в город, из деревни в деревню и, кроме различных товаров, является главным поставщиком самых свежих новостей и сплетен. И если коробейник, который — сам прообраз понятия о переносчике сплетен и злословия, пытается донести до людей, что такой человек, как он, способен противостоять искушению, то и другим людям это вполне по силам. Возможно это послание и увидел раби Янай в словах заезжего торговца.

Возможно, еще один намек скрывается в словах торговца. Почему в этой истории упоминается город Ципори, а не Бейт Шеан, Акко или Иерусалим? В названии города скрыт намек. Ведь ципор – это птица. А что делает птица? Все время шумит, чирикает. Ни на минуту не умолкая, она похожа на злословящих и сплетников, не прекращающих свой запретный разговор. Вот и хотели наши мудрецы показать нам, что не запрещено разговаривать и не запрещено покупать и продавать (новости и информацию). Только будь добр, контролируй свои приобретения, и старайся не покупать никчемные товары, приносящие тебе лишь убытки.

У того торговца выучил раби Янай важное правило: ты можешь быть коробейником, ты можешь находиться в обществе людей, и ты совсем не обязан все время держать язык за зубами! Но вместо того, чтобы сплетничать, говори слова Торы, говори о добре, любви и мире между творениями Всевышнего.

Интересный факт. Когда книга «Хафец Хаим» была издана, то один из тех, кто дал сильный толчок к ее распространению, был великий ребе из Гур, автор «Имрей Эмет». Он написал в обращении к своим хасидам, что требует от них изучения этой книги, чтобы по ней проводились регулярные уроки в синагогах. И что сам он получил большую пользу при изучении. Меня удивляет это письмо. Ведь автор «Имрей Эмет» был самым значимым хасидским лидером в Польше. Он славился своими знаниями Торы, изучение которой не прекращал ни на мгновение. А также славился тем, что из его уст не выходило ни одно лишнее слово. Но даже он не постеснялся прилюдно заявить, что приобрел значительную пользу от книги «Хафец Хаим». И письмо это произвело должное впечатление!

Подготовил: рав Нахум Шатхин


http://www.beerot.ru/?p=46087