Недельная глава Шмини
По статье рава Михеля Зильбера
Рыбы не были осквернены грехами поколения Потопа
Между животными и рыбами есть несколько существенных отличий. Первое отличие понятно из стихов о поколении Потопа. Говорится в Торе: «Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих, из всего, что на суше, умерло» (Берешит, 7:22). Раши в трактате Санедрин поясняет, что речь в стихе идет об уничтожении всего человечества и животного мира — кроме рыб в море. А вот как Раши поясняет другой стих: «И увидел Б-г землю; и вот, она растлена, ибо извратила всякая плоть путь свой на земле» (6:12) — даже дикие и домашние животные, и птицы вступали в связь не со своими видами. Из стихов и комментариев видно, что тлетворное влияние человека распространялось на всех обитателей суши. Однако эта порча не распространилась на рыб — обитателей морей.
Возможное преимущество животных над рыбами
Известно, что основой всех грехов человечества является греха Адама и Хавы. Когда змею удалось подтолкнуть к греху Адама и Хаву, то скверна от этого наполнила их тела. Но не только их тела. Скверна змея наполнила тела всех созданий, живущих на земле — людей, животных и рыб. Однако во время дарования Торы народ Израиля очистился от этой скверны. И не только сами евреи, но и принадлежащие им животные, как это следует из слов раби Нахмана в трактате Авода Зара (22б).
В трактате Шаббат (108а) мудрецы задаются вопросом, можно ли делать пергамент для паршийот, которые помещают в тфилин, из кожи кошерной рыбы? И мудрецы затрудняются дать точный ответ, сомневаясь, сходит ли с рыбьей кожи нечистота. Поэтому они оставляют вопрос неразрешенным до времен, когда придет пророк Элияу. О какой нечистоте идет речь? По простому пониманию говорится о нечистоте, которая содержится в коже рыбы, и о скверном запахе, от которого тяжело очистить кожу. Однако Ран поясняет, что мудрецам мешала не только физическая нечистота, от которой не так просто избавиться. Мудрецы Талмуда сомневались, сошла ли нечистота змея во время Синайского откровения также и с рыб. Ведь они были скрыты толщей воды. С другой стороны, разве может быть вода преградой для Всевышнего. Вполне могло быть, что во время дарования Торы на мир снизошло настолько сильное влияние святости, что очистились и рыбы в море. И это то, в чем сомневались мудрецы, решив оставить решение вопроса пророку Элияу.
Пояснение «Бейт а-Леви»
Животные, если и поедают других животных, то только происходящих из других видов. Например, лев, хотя и является сильнейшим среди хищников, однако не пожирает более слабых львов. Однако рыбы поедают более мелких особей, даже если они того же вида. И не только себе подобных, но даже способны проглотить своих собственных мальков. И все это потому, что по отношению к рыбам определение рода или вида не совсем верно. Утверждает «Бейт а-Леви», что каждая рыба не просто является еще одной особью того же вида, своего косяка. Каждая рыба представляет собой уникальное создание. И в этом аспекте рыбы схожи с людьми. Ведь похожее определение сказано и о каждом отдельном человеке.
Так говорят мудрецы в трактате Санедрин (37а): «…в начале Творец создал лишь одного человека, чтобы научить нас, что тот, кто губит одну душу из Израиля, подобен тому, кто уничтожает целый мир. И из этого мы должны постичь величие Творца. Ведь когда человек чеканит монеты, то все они соответствуют образцу. Однако Творец создал Адама таким, что он смог породить множество людей, отличающихся друг от друга. Поэтому каждый человек вправе провозгласить: “Для меня создан мир”. То есть: “Я важен, потому что несу в себе целый, отдельный мир”. И эта мысль способна удержать человека от греха. Ведь не стоит осквернять грехами настолько возвышенное создание».
И это величайшее отличие между людьми и рыбами. Каждая рыба — совершенно отдельная особь, способная пожирать даже собственных мальков. Человек же, благодаря своей неповторимости, способен хранить и улучшать мир, в который послан. И он должен всегда помнить, что другой человек является абсолютно уникальным созданием. Это обязывает его относиться к ближнему с должным уважением. Рыбы же используют уникальность своей природы для того, чтобы пожирать друг друга. И вероятно поэтому Творец не приказал нам приносить рыбные жертвы.