Глава Шмини — Радоваться Творцу

вино

«Г-сподь сказал Аарону: Когда собираетесь войти в Шатер собрания, не пейте вина и опьяняющего – ни ты, ни твои сыновья – чтобы вам не умереть! Это вечный закон для вас…» (Ваикра, 10:8)

Почему Тора так однозначно запретила коэнам пить вино во время служения? Ведь сказано, что вино «радует сердце человека».

Сказано в книге Дварим: «Радуйся всему тому благу, которым Г-сподь, Б-г твой, одарил тебя и твой дом». Широко известно, как объяснил эту строку великий рав Хаим бен Атар (Ор а-Хаим): «Это намек на Тору, ведь нет “блага”, кроме Торы. Если бы люди чувствовали сладость и приятность Торы, они бы воодушевлялись от нее до сумасшествия, и все золото и серебро мира не значило бы в их глазах ничего. Ведь Тора содержит все блага этого мира».

Именно по этой причине коэнам было запрещено пить вино, приходя в Шатер собрания.

Даже если вино приводит их в радостное настроение, не из вина следует черпать радость для служения Творцу. Само по себе служение должно радовать, как сказано у пророка Йешаяу: «И еще больше смиренные будут Б-гу радоваться», а также в Теилим: «Возрадуется Израиль Создателю его, сыны Сиона возликуют своему Царю» (149), «А праведники возрадуются, возликуют перед Всевышним и веселью предадутся» (68), то есть они будут предаваться радости, которую получат от служения Творцу.

Магид из Дубно приводит пример об отце и сыне, которые приехали в гостиницу и решили заказать еду. Им предложили аппетитное мясо, приправленное множеством специй. У сына загорелись глаза. К его удивлению, отец отказался от мяса и заказал только рис и овощи. Сын расстроился, и тогда отец объяснил ему: «Понимаешь, сынок, есть известное правило: когда в мясе слишком много приправ, это явный признак того, что мясо испорченное и дурно пахнет. Поэтому повар старается заглушить этот запах ароматом специй».

Так и здесь – самого служения Творцу достаточно, чтобы вызвать радость, как сказано: «Будем веселиться и радоваться Тебе», то есть – Всевышнему, Его Торе и трепету перед Ним.

А если нужно «приправлять» радость вином, это значит, что духовная радость обладает изъяном. Об этом и горевал пророк Йешаяу: «Ой, утром пораньше встающие – за хмельным (сразу) гонятся! Засиживающиеся допоздна – вино их разожжет!» Казалось бы, что уж тут такого! Ведь, в конце концов, выпить – это не такой уж страшный грех. Но проблема в том, что выпивка указывает на пустоту, на то, что люди не радуются своим духовным достижениям. Нет большего горя, чем это!

Об этом и говорится в Мишне: «Каждый, кто не видел радости Бейт а-Шоэва [особая радость по поводу возлияния воды на жертвенник в Храме; это происходило лишь семь дней в году — в праздник Суккот], в жизни не видел, что такое радость!» Что значит – в жизни не видел? Наверняка у человека в жизни были радостные моменты. Но такой радости он не видел! Комментирует Меири: «В жизни не видел истинной радости». Это значит, что тот, кто приходил в Бейт а-Микдаш во время Бейт а-Шоэва, осознавал, что все, что до сих пор казалось ему радостью, недостойно называться этим словом. Он вдруг понимал, что такое настоящая, чистая, духовная и возвышенная радость!


http://www.beerot.ru/?p=41382