Недельная глава Шмини
«Всякое животное с раздвоенными копытами, с расщепленными копытами и отрыгивающее жвачку вы можете есть» (Ваикра, 11:3).
Известно, что есть два признака чистоты – кошерности – домашних и диких животных: животное должно быть с раздвоенными копытами и отрыгивать жвачку.
Комментаторы видят здесь намек на то, что основ духовной чистоты (таара) должно быть две: внутренняя (на что намекает отрыгивание жвачки) и внешняя (раздвоенные копыта).
Если человек говорит: в душе я хороший еврей, я предан Торе и еврейской традиции, но в сердце, ведь сердце – это главное! Такой человек подобен зайцу или верблюду, у которых есть внутренний признак чистоты, но поскольку их внешние органы – копыта – не обладают признаками чистоты, они считаются животными нечистыми.
То же самое и наоборот: если человек выполняет заповеди своим телом, но его сердце в этом не участвует, оно полно дурных мыслей – стремления к удовлетворению страстей и почету,– он подобен свинье, которая протягивает свои копыта, чтобы показать признак чистоты, но сердце ее полно скверны, и она – мерзость, запрещенная в еду.
Однако существует замечательное отличие между этими двумя видами нечистоты, как объясняют наши мудрецы, и это приводит рабейну Бахье: «Почему она называется хазир (от слова леахзир – возвращать)? Потому что в будущем Всевышний вернет ее нам». Он объясняет там, что речь не идет о прямом смысле – что в будущем свинья будет разрешена в пищу, а о том, что свинья вернется в рамки святости.
И это прекрасно показывает нам, какова разница между «слугой Творца», подобным верблюду, который никогда не вернется к святости, и свиньей. Мы учим отсюда, что тот, кто не выполняет заповеди на практике, не соблюдает Шаббат, не накладывает тфилин и т.п., даже если в душе он чист и относится с огромным уважением к заповедям и вообще к еврейской традиции; и так же в отношениях между людьми – он, например, в сердце очень переживает за несчастного друга, но на деле не предпринимает ничего, чтобы помочь тому – такой человек нечист, и не получит никакой награды за свои чистые мысли.
Совсем не так дело обстоит с тем, кто выполняет заповеди лишь внешне, желая добиться почета, и чтобы люди считали его праведником, или тем, кто помогает другим только для того, чтобы его уважали, и чтобы выглядеть замечательным, прекрасным человеком. Увы, в нашем мире он тоже нечист и сравнивается со свиньей, но в будущем мире, после того как очистится наказаниями Геинома за свое злое сердце, он обнаружит, что все выполненные им заповеди ждут его, и он получит награду за каждый хороший поступок, даже если он не был выполнен с правильным душевным настроем.
Сказали наши мудрецы (Санедрин, 105б): «Пусть человек начинает заниматься Торой и заповедями даже из корыстных побуждений, потому что в итоге он будет делать это ради Всевышнего». То есть, эта самая свинья вернется к нам не только в мире грядущем, но и в нашем мире у нее есть хорошие шансы вернуться к Творцу и очиститься. Поэтому, даже если человек видит, что он еще не достиг совершенства и того уровня чистоты сердца, какого ему бы хотелось, все равно следует делать все, что в его силах. Ведь мудрецы уже пообещали нам, что «сначала из корыстных побуждений – а потом ради Всевышнего», и, в конце концов, его мысли тоже очистятся, и он достигнет желаемого совершенства.
Тем не менее, нельзя забывать, что тот, кто служит Всевышнему лишь внешне, а его сердце – совсем в другом месте, подобен животному, чье имя – вовсе не большой «комплимент» для того, кого им называют. Так что следует стараться, чтобы и внешние, и внутренние «признаки» были чистыми, и тогда к нам будет относиться сказанное: «А вы – Мое стадо, овцы с Моего пастбища, вы – человек» (Йехезкель, 34:31). Тогда человек достигает совершенства, и его служение угодно Всевышнему.