Глава Эмор — Проклинающий

Дата: | Автор материала: Рав Ицхак Гринбойм

429
проклинающий

«И вышел сын израильтянки, он же сын египтянина, среди сынов израилевых, и поссорились в стане сын израильтянки той с израильтянином. И оскорблял сын израильтянки Имя Б-га, и проклинал…» (Ваикра, 24:10-11).

Какова была причина того, что этот еврей настолько был разгневан, что стал проклинать Имя Всевышнего? Приводит Раши мидраш «Сафра», который говорит, что вышел он из суда Моше, после того как проиграл тяжбу. Он пытался установить свой шатер в стане колена Дана, но получил отказ. Ведь лишь его мать принадлежала к колену Дана, а сказано: «Каждый при знамени своем, со знаками отчих домов их, пусть стоят сыны Израиля станом…» (Бемидбар, 2:2). Получив отказ, он пошел на суд к Моше. А когда и там дело было рассмотрено не в его пользу, то вышел и стал проклинать.

Но что плохого было в намерении того еврея, у которого отец был египтянином? Ведь человек должен где-то жить? Так в чем же было его «преступление», когда он решил обосноваться на территории колена матери? Естественно, что он искал себе место у близких родственников — среди колена Дана. Так за что осуждать этого еврея, который всего лишь искал место для проживания?

Для того чтобы понять произошедшее, нужно разобраться с порядком устройства стана Израиля.

В центре лагеря каждого колена располагалось место главы колена. Вокруг лидера располагались его помощники и приближенные, начальники над тысячами и сотнями. Ответственные за более мелкие группы уже находились в непосредственной близости к своим подчиненным.

Каждый прошедший гиюр и желающий расположить свой шатер в среде определенного колена должен был получить разрешение у глав колена.

После получения такого разрешения он становился причастным к определенной группе. Но вдруг, с некоторой дерзостью, тот сын египтянина поставил свой шатер там, где ему вздумалось, как это можно увидеть из стиха: «В среде сыновей Израиля…» (24:10), то есть среди лидеров колена. Понятно, что подобное поведение не могло не вызвать спора. Помимо нарушения существующей процедуры, такие действия могли причинить еще больший вред.

Он должен был поселиться на краю стана и постепенно начать вливаться в новую семью, перенимая под влиянием общины местные обычаи.

Теперь же, оказавшись в центре колена, вместо того, чтобы расти под влиянием общины, он уже мог оказаться среди влияющих. А народ Израиля уже имел печальный опыт, когда многие добропорядочные евреи попали под влияние вышедшего из Египта эрев рав. Понятно теперь, почему в суде Моше указали на неприемлемость подобного поведения.

Однако этот сын египтянина не понимает и не желает понимать важности установленных правил, нарушение которых привели к столь простому и очевидному решению суда. Он, вероятно, полагал, что есть две системы правосудия. Одна — для власть имущих и для «своих», а другая – для простых людей и для геров. И что судьи наверняка предрасположены в пользу своих и против новоиспеченных членов общества.

Понятно теперь, почему в конце этой недельной главы, на столь важном месте, находится стих: «Закон один будет у вас для пришельца и для жителей страны, ибо Я – Г-сподь, Б-г ваш» (Ваикра, 24:22) — нет двух «систем» правосудия!

Подготовил: рав Нахум Шатхин

http://www.beerot.ru/?p=46077

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Любому сразу видно из текста что это не «человек Израиля». В отличие от израильтянина с которым он подрался. Он не был евреем как говорит статья. «Еврей» на иврите — «иври». Согласно тексту Торы он был «сыном израильтянки». Пpи этом Раши прав указывая на Бемидбар 2:2. Следует еще добавить Шемот 3:15 и 15:2. Не был этот человек и иудеем (статья что-то говорит про «гиюр» и где после него надо ставить палатку). У всех поколений здравомыслящих людей в мире остается только один вопрос: почему Кидушин 68б не содержит ссылок на эту историю и на Шемот 3:15 и 15:2.
    Лучше обсудим почему же он не лидеров колена Дана стал оскорблять? Не израильтян, не Моисея?

  2. Интересная идея.
    Но не понятно, откуда дровишки?
    Где описано, что
    «В центре лагеря каждого колена располагалось место главы колена. Вокруг лидера располагались его помощники и приближенные, начальники над тысячами и сотнями. Ответственные за более мелкие группы уже находились в непосредственной близости к своим подчиненным.»?
    Так-же я не слышал ранее, что
    «Каждый прошедший гиюр и желающий расположить свой шатер в среде определенного колена должен был получить разрешение у глав колена.»
    так-же мне совсем не очевидно, что
    «сын египтянина поставил свой шатер там, где ему вздумалось, как это можно увидеть из стиха: «В среде сыновей Израиля…» (24:10), то есть среди лидеров колена.»
    Было бы интересно узнать на основании чего автор сделал вышеперечисленные заключения?

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here