Недельная глава Ки Таво

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1783

Ежедневная цитата

«Йецер а-ра пребывает там, где есть изъян, и поэтому он уподоблен мухе (Брахот 61 а), которая садится только на плохое место, а праведники не позволяют себе соблазниться йецер а-ра даже на самую малость». 

Виленский Гаон, «Эвен Шлема»

«И будет: если ты будешь слушать гласа Г-спода, Б-га твоего, чтобы соблюдать, исполнять все Его заповеди, которые Я заповедую тебе сегодня… И будет: если не будешь слушать гласа Г-спода, Б-га твоего, чтобы соблюдать, исполнять все Его заповеди и Его законы, которые Я заповедую тебе сегодня…» (Дварим 28:1, 15)

Рамбам в Законах Тшувы (5-ая часть) пишет следующее: «Человек обладает свободой воли. Пожелает он пойти по пути добра и быть праведником – ему дано это; пожелает пойти по пути зла и быть грешником – у него есть и такая возможность». В продолжение своих слов Рамбам утверждает, что «этот принцип имеет основополагающее значение для всей Торы и всех заповедей».

Рамбам утверждает, что без этого принципа не было бы места для всей Торы, ведь невозможно было бы заповедовать что бы то ни было человеку, у которого нет выбора, выполнить это или нет. Также невозможно было бы дать награду за выполнение заповедей или наказание за их нарушение.

Интересно, что среди 13 основ веры, которые Рамбам сформулировал в комментарии на трактат Санедрин, мы не находим принципа о свободе выбора, который, по словам самого Рамбама, является основой всей Торы. Почему же? Есть те, кто отвечает на этот вопрос следующим образом: поскольку принцип свободы выбора является основой всей Торы и без него не было бы места ни для заповедей, ни для награды и наказания, и, следовательно, места для всех 13 основ, – он является как бы предисловием и основой для 13 основ, а не частью их.


http://www.beerot.ru/?p=5249