Недельная глава Ки Таво

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

2131

Ежедневная цитата

«Тшува, которую человек делает в юности, в то время, когда он полон сил… наиболее ценная, но даже тшуву, которую он делает в глубокой старости, Творец принимает».

Рабейну Йона, «ШаарейТшува»

«Эти будут стоять на горе Гризим, чтобы благословлять народ» (Дварим 27: 12).

В нашей недельной главе вновь упоминаются благословения, которые даст Творец тем, кто прислушается к Его голосу и пойдёт по пути, заповедованному Им, а также проклятия тем, кто ослушается Его. Эти благословения и проклятия Тора упоминает уже в начале главы Реэ. И так сказано там: «Смотри, Я даю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение – при условии, что вы будете внимать заповедям Г-спода, Б-га вашего, которые Я заповедую вам сегодня.  И проклятие, если не будете внимать заповедям Г-спода, Б-га вашего…». Если обратим внимание, увидим разницу между сказанным относительно благословений и сказанным относительно проклятий. О благословениях сказано: «при условии, что…», а о проклятиях сказано: «если не будете…». Маараль объясняет эту разницу следующим образом: благословения Творец дает еврейскому народу сразу же, но при этом ставит условие – они будут действительны все время, пока наш народ будет внимать голосу Б-га. Проклятие же начнет действовать только тогда, когда евреи ослушаются Его. Причина этой разницы заключается в том, что желание Всевышнего – даровать человечеству благо, поэтому Творец дает его сразу же.

В этом цель всех заповедей – дать человечеству возможность обрести истинное благо, как сказано (Дварим 12, 28): «Соблюдай и слушай всё, что Я заповедую тебе, чтобы хорошо было тебе и детям твоим после тебя, вовеки».

Более того, в этом же и смысл проклятий и наказаний Торы: они предохраняют еврея от греха, который отдаляет его от настоящего блага. Если же он согрешил, наказание служит очищением от греха.

Есть дополнительный смысл наказаний – побудить грешника раскаяться в грехе. И так говорит царь Шломо в книге Мишлей (3, 12): «Наказания Г-сподни, сын мой, не отвергай…, Ибо кого любит Г-сподь, того наказывает…». Комментирует Виленский Гаон: «Обычно только отец наказывает сына (когда видит, что тот идет по неправильной дороге)… даже если сын не прислушивается к наставлениям отца, тот не оставляет сына, а продолжает наказывать до тех пор, пока он не оставит ошибочный путь».

 


http://www.beerot.ru/?p=5287