Комментарии Рамбана — Недельная глава Ницавим

Дата: | Автор материала: Рамбан

2099
Говорит Раши, объясняя стих (Дварим, 29:12): «Чтобы поставить тебя сегодня Ему народом, а Он будет тебе Б-гом…» — «Спрашивает мидраш: почему недельная глава Ницавим расположена рядом с проклятиями (приведенными в главе Ки Таво)? Когда сыны Израиля услышали сто проклятий без двух, кроме сорока девяти в книге Ваикра (Ваикра, 26), они изменились в лице и сказали: “Кто устоит при этом?!” И Моше стал их успокаивать: “Вы предстали пред Г-сподом сегодня”. Вы немало гневили Всевышнего, но Он вас не истребил, и вы перед Ним существуете. 
Сегодня. Подобно тому, как существует день, который меркнет к вечеру и светел утром (Танхума, Санедрин, 110б). Так Он озарял вас, и так Он будет вас озарять. А проклятия и страдания (т. е. кары во исполнение проклятий) укрепляют вас и дают вам шанс предстать перед Ним». 
 

Так произойдет в будущем 

 
«И будет: когда сбудутся на тебе все эти слова, благо­словение и проклятие, которые я изложил пред тобою, и примешь к сердцу твоему среди всех племен, куда удалил тебя Господь, Б-г твой; И возвратишься ты к Г-споду, Б-гу твоему, и слушать будешь Его гласа во всем, как я за­поведую тебе сегодня, ты и твои дети, всем сердцем твоим и всею душою твоей» (Дварим, 30:1-2).
И будет, когда сбудутся на тебе все эти слова… Как я уже упоминал, в этом отрывке говорится о будущем – о предзнаменованиях, которые еще не осуществились, носбудутся в грядущем.
Написано: «И возвратишься ты к Г-споду, Б-гу твоему, и слушать будешь Его гласа во всем, как я за­поведую тебе сегодня, ты и твои дети» – ты вернешься к Б-гу «всем сердцем твоим и всей душой твоей», приняв на себя и своих потомков долг исполнять всё, что заповедано вам сегодня. 
Так это уже было во время второго освобождения (т. е. избавления из вавилонского плена), как написано: «…пришли с клятвой и присягой, чтобы следовать Торе Б-га, данной через Моше, раба Б-га, и чтобы соблюдать и исполнять все заповеди Б-га, нашего Владыки, Его законы и уставы» (Нехемья, 10:30).
 

«Сердце новое»

 
«И обрежет Г-сподь, Б-г твой, сердце твое и сердце твоего потомства, чтобы любить Господа, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоей, ради жизни твоей» (Дварим, 30:6).
И обрежет (וּמָל – у-мальГ-сподь Б-г сердце твое – как об этом говорили мудрецы Талмуда: «Стремящемуся очиститься помогают [с Небес]». Иными словами, Всевышний обещает тебе, что ты вернешься к Нему всем сердцем, и Он поможет тебе.
Из рассказанного в Торе видно, что со времени сотворения мира человек обладал возможностью, следуя своей воле, стать праведником или нечестивцем. И так же было всё время после получения Торы: человек удостаивался заслуг за выбор доброго пути и получал наказание за выбор дурного. Но в эпоху Машиаха выбор доброго пути станет для людей естественным, а их сердца не будут вожделеть недостойного и вообще не будут стремиться к нечистоте. Это и есть упомянутое здесь «обрезание сердца». Ведь вожделение – это та «оболочка» (ערלה – орла), которую удаляют при «обрезании», чтобы сердце не было увлекаемо страстями и не вожделело. В те времена люди вернутся к состоянию Первого Человека до его греха, когда он по своей природе делал то, что следует делать, и у него не было желания поступать иначе, как я объяснял в главе Берешит.
 
[См. комментарий к Берешит 2:9, где Рамбан пишет: «Находясь в Ган Эдене, Адам действовал в соответствии со своей природой и делал всё, что необходимо согласно своему предназначению, – так же, как действуют Небеса и все их воинство: надежно, не изменяя своему предназначению и не руководствуясь в своих делах любовью и ненавистью».
Вместе с тем, знатоки сокровенного учения подчеркивают, что и тогда Первый Человек «обладал полной свободой выбора», так как в этом заключался исходный замысел Творения, – но для него выбор в пользу сил зла был таким запредельным безумием, как для современного человека прыжок в огонь. И для того, чтобы привести Адама к греху понадобился змей-искуситель, который сумел обхитрить Хаву, а через нее и Адама. Но после того, как Первый Человек отведал от плода с Древа познания добра и зла, дурное влечение проникло внутрь, и теперь соблазняло человека, являясь частью его духовного мира, – так, что ему казалось, будто он сам желает выбрать путь к духовной скверне и совершить тот или иной грех (р. Хаим Воложинер, Нефеш а-хаим 1:6; см. также Михтав меЭлияу 2, стр. 138). 
 
В этой связи комментаторы задают очень интересный вопрос. Если в эпоху Машиаха и воскрешения мертвых люди, как утверждает Рамбан, «вернутся к состоянию Первого Человека до его греха», то где гарантия, что эти праведники не совершат вновь поступков, подобных греху Первого Человека или греху с золотым тельцом, который евреи совершили всего через сорок дней после Синайского откровения? Именно на этот вопрос Рамбан отвечает в продолжение данного комментария: в эпоху Машиаха «будет устранено дурное влечение» – оно «совершенно перестанет существовать». Таким образом, у людей той эпохи, в отличие от Первого Человека, не будет соблазнов и совратителей ни изнутри, ни снаружи. Это тот высший духовный уровень, на который поднялся бы Адам в Ган Эдене, если бы сумел воздержаться от греха до наступления первого в истории мира Шабата (см. Лев Цви, Ницавим стр. 289; см. также Михтав меЭлияу 2, стр. 147).]
 
Об этом же написано у пророка Ирмеи: «Вот, наступят дни, – сказал Б-г, когда Я заключу новый союз с домом Израиля и с домом Йеуды. Не такой союз, какой Я заключил с их отцами…, а такой союз, какой Я заключу с домом Израиля после тех дней, – сказал Б-г, – вложу Я Тору Мою в их нутро, в их сердца впишу Я ее…» (Ирмея, 31:30-32). Тогда будет устранено дурное влечение (йецер а-ра), и сердце естественным образом станет приводить человека к верным поступкам. И поэтому там далее написано: «…И буду Я им Б-гом, а они будут Мне народом, и не станет человек учить ближнего своего и брата своего, говоря: «Познайте Б-га», ибо все они от мала до велика будут знать Меня, сказал Б-г» (там же, 31:32-33). Как известно, «побуждения человека злы с рождения его», и необходимо научить его доброму пути. Но в те времена обучать его не будет нужды, ведь дурное влечение совершенно перестанет существовать. 
 
И так же сказано у пророка Йехезкеля: «И дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас, и удалю из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце из плоти, …и сделаю, что законам Моим следовать будете и уставы Мои соблюдать, и поступать по ним» (Йехезкель, 36:26-27). «Сердце новое» – это намек на иную природу человека, а «дух» – это стремления и желания.
И в том же смысле мудрецы Талмуда толкуют стих: «И придут годы, когда ты скажешь: нет у меня желаний» (Коэлет, 12:1) – это эпоха Машиаха, когда не будет ни заслуг, ни вины. В эпоху Машиаха у людей не будет «желаний», но они станут по своему естеству совершать верные поступки. Поэтому-то «не будет ни заслуг, ни вины» – ведь заслуга и наказание связаны с желаниями и влечениями.
 
Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.

http://www.beerot.ru/?p=5485