Крепость моей жизни — Шофтим

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1640

В книге Дварим Тора дает великое пророчество о себе самой: «… не забудется она из уст потомства его» (Дварим, 31:21). Это обещание Всевышнего: во все времена найдутся среди народа Израиля люди, знающие и изучающие Тору.

В целом весь мир Торы со всем многообразием общин, ешив и направлений, многие тысячи книг, написанных и изданных в изгнании, – все это несомненное свидетельство исполнения этого пророчества. Одним из ярчайших примеров в наше время является ешива Мир. Много раз за свою историю ее ученики чудесным образом избегали смертельной опасности и продолжали нести свет и знание Торы. Но есть два особых случая, из которых мы можем извлечь для себя ценный урок.

В годы Первой мировой войны, после объявления в Российской Империи всеобщей мобилизации в маленькое местечко Мир приехала царская жандармерия. Великих в Торе учеников ешивы должны были оторвать от изучения Торы и отправить в царскую армию (что само по себе противоречит нормальному исполнению заповедей), по сути, в роли «пушечного мяса». Это был канун Рош а-Шана, когда, как мы знаем, Небесный суд выносит справедливый приговор всему Творению. И кажется очевидным, что руководители ешивы должны были принять решение об изменении обычного порядка жизни в ешиве. Ради спасения учеников их следовало бы рассредоточить среди местного населения, спрятать в окрестных лесах на время проверки. Но духовный руководитель ешивы, великий мудрец Торы рав Йерухам а-Леви Лейбович постановил иначе. Только Всевышний решает судьбы людей, нужно остаться и провести Рош а-Шана в ешиве, и удостоиться милосердия Небесного Суда тшувой и искренними молитвами.

И случилось чудо. Все ученики (а их было несколько сот человек) остались в ешиве, а жандармы, обыскав синагоги городка Мир, почему-то не зашли в ешиву. Свидетели рассказывают, что такой молитвы, как в тот год в ешиве Мир, они больше нигде не видели. Из этого мы учим, Кто истинный Хозяин мира и Кого следует бояться. Если Всевышний благоволит Своему народу, то ничего не может нам угрожать.

Вторая история произошла в начале Второй мировой войны. Немецкая армия наступала по Восточной Европе, шли беспощадные бомбардировки, гибли люди. Когда бомбили местечко Мир, ученики ешивы были очень напуганы, они рыли укрытия, прятались в подвалах, учеба приостановилась. Два человека, два великих мудреца Торы смогли остановить панику и вернуть людей к изучению Торы. Рав Эльханан Буним Вассерман, проезжая через ешиву, сказал ученикам, что не нужно бояться, и привел слова великого Хафец Хаима о том, что «у каждой пули есть свой адрес» (подобное приводят также от имени рава Меира Симхи из Двинска; он сказал «У каждой пули есть свой адрес, и у каждого снаряда есть своя миссия»). И если человеку не уготовано умереть, то ничего ему не грозит (речь, безусловно, не идет о разрешении подвергать опасности жизнь; в данном случает речь идет о ситуациях, когда опасности не избежать в любом случае).

Рав Йехезкель Левинштейн, машгиах ешивы призвал учеников не терять самообладание. Тогда был также месяц Элуль, месяц особого благоволения Всевышнего, когда нужно делать тшуву. Он сказал, что нельзя терять Элуль из-за бомб. По рассказам учеников ешивы, эти наставления влили в них новые духовные силы, и они вернулись к напряженной учебе и молитвам. Это то, что помогло ешиве Мир пройти через все последующие страшные испытания Второй мировой войны. Рав Хаим Шмулевич говорил: чудеса, которые Всевышний делал для спасения ешивы Мир больше, чем чудеса выхода из Египта.

Хочу привести еще одну историю. У одного из моих учителей несколько лет назад случилось большое горе – в юном возрасте скоропостижно ушел из жизни его сын. Другой сын моего учителя сказал мне тогда, что для их мамы дни трепета Рош а-Шана и Йом Кипур после этой утраты были более тяжелыми, чем дни траура по сыну сразу после его смерти. Почему так произошло? Ведь в эти дни год назад на Небесах был вынесен приговор ее сыну.

В своей повседневной жизни каждый сталкивается с разного рода неприятностями, неудобствами. Бывает, что человека постигают настоящие несчастья и беды. Нужно помнить, что корень всех тягот и огорчений – печать прошлого года. Мы приближаемся к Рош а-Шана и Йом Кипур, есть время подготовиться, тщательно обдумать свои поступки, исправиться, чтобы удостоиться более милосердного постановления на следующий год. Нужно помнить, что только Всевышнего следует бояться, только Он управляет этим миром, и если есть проблемы, то есть лишь один способ их решить окончательно. Мы можем наблюдать это воочию. Ведь сколько раз Творец хранил наш народ и спасал от гибели?!

В наши дни на Святой Земле мы постоянно являемся свидетелями чудес спасения от нападений потомков Ишмаэля. При этом армия не может окончательно победить наших врагов. Почему? Вспомним историю, произошедшую с раби Ханиной бен Досой. Когда сказали ему, что в деревне появился страшный змей, от укуса которого погибло много людей, он пошел к норе того змея и сунул в нее необутую ступню. Змея укусила его и умерла. И сказал раби Ханина, что не змей убивает, а грех. Корень всех бед и несчастий, случающихся с нами, находится в наших собственных преступлениях, а источником всех сил наших ненавистников являются наши грехи. Всевышний говорит с нами: мир полон зла и много ненавистников, окружающих нас, но мы под Его неусыпной охраной и только если зло проникает в среду святого народа, защита снижается и несчастья происходят.

Рав Моше Хаим Луцатто (Рамхаль) в одной из своих основных работ – «Клах Питхей Хохма» («138 врат мудрости») – описывает две ситуации присутствия зла в мире. Есть зло, которое подобно бешеной собаке, привязанной на короткий поводок и с хорошим намордником. При всем желании растерзать и укусить, такая собака ничего не может сделать. Но есть другая ситуация, когда с собаки снимается привязь и намордник, и тогда мы видим зло в его полной силе. В своих молитвах каждый день мы просим Всевышнего проявить милосердие и привязать покрепче эту «злую собаку». Но, как уже говорилось, именно грехи дают силы злу временно торжествовать и поражать нас.

Если проявить особое внимание ко всем негативным событиям, историческим и личным, попытаться увидеть их корень, то окажется, что их источник исходит из наших собственных слабостей и проступков.

Организация Хамас, дай Б-г, чтобы она исчезла в скором времени, появилась около 27 лет назад. До того времени я мог без страха поехать в арабском такси в Хеврон вместе с детьми. Более того, когда в армии мы проводили учения в Газе, то ходили там парами и часто без раций. Это была ситуация, когда злая собака была на привязи.

Историки и журналисты-аналитики не могут прийти к единому мнению, что послужило причиной так называемой «первой интифады». Считается, что все закрутилось после того, как армейский израильский грузовик врезался в автофургон, перевозивший палестинцев. То есть внешней, видимой причиной кровавых терактов была простая автокатастрофа. Но что послужило истинным источником развития страшных событий? В том году мэр Иерусалима Тедди Колек дал разрешение различным развлекательным заведениям открываться в Шаббат. Он нанес тяжелый удар святости Иерусалима! Всевышний управляет этим миром по принципу «мера за меру», и, как следствие, началась «первая интифада», появился Хамас.

«Вторая интифада» началась в сентябре 2000 года. Незадолго до этого премьер-министр Эхуд Барак решил дать Израилю первую в истории страны конституцию и объявил о начале так называемой «светской революции». Планировалось введение института гражданского брака, обсуждался вопрос призыва в армию учащихся ешив. А его политический соперник, Ариэль Шарон, предпринял встречный ход и взошел на Храмовую гору, место особой святости, куда нам пока нельзя заходить! Это и стало катализатором «второй интифады». Не удивительно, что именно Ариэль Шарон провел «блестящую операцию» по изгнанию еврейских поселенцев Гуш Катифа, которая закончилась надругательством арабов над десятками синагог.

Давайте вдумаемся и в события наших дней. Уже несколько месяцев в Ашдоде ведется борьба против открытия в Шаббат торгового центра. Недавно в Иерусалиме открылся развлекательный центр, который так же претендует на работу в Шаббат. Если вдуматься во все это – мы, не дай Б-г, находимся на пороховой бочке нового кровопролития.

Всевышний любит наш народ, мы все его дети: и послушные, и строптивые. Но не может избавление прийти от людей, объявляющих войну Торе.

Каждому из нас нужно понять следующее: наши грехи и недостатки присоединяются к прегрешениям всего нашего народа в целом и дают силу для новых грехов. Это то, что каждому необходимо исправить, и месяц Элуль – самое благоприятное время. Нельзя упустить возможность духовного очищения и роста.

Наша недельная глава называется Шофтим, что переводится как «Судьи», и открывается она следующим стихом: «Шофтим ве-шотрим – судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах… чтобы судили народ справедливым судом» (Дварим, 16:18). В настоящее время у нас нет возможности исполнить этот закон: установить справедливый суд, который имел бы силу во всей полноте. Но заповедь эта относится к нам и в другом аспекте: каждый человек должен поставить над собой Судью. Мы должны оценивать свою жизнь, постоянно сверяя наши поступки с путями Торы. Для этого нужно обрести даат Тора – путем упорного труда и учебы. Мы должны оценить наше прошлое, сделать тшуву и исправить себя.

Необходимо так же поставить над собой надсмотрщиков, которые бы принуждали исполнять постановления Судьи. Слово шофет имеет также значение «правитель». Так что глагол лишпот имеет также значение «править». Так, книга Шофтим (Судей) рассказывает нам в первую очередь о правителях земли Израиля в период после смерти Йеошуа бин Нуна.

В Талмуде в трактате Брахот говорится: праведниками шофет – правит – доброе начало, грешниками – дурное начало, а у средних правят оба. Всевышний повелевает нам поставить над собой судьей и правителем доброе начало. Это непросто. В трактате Кидушин (30б) говорится, что Всевышний создал дурное начало, но также создал лекарство от него – Тору. И если мы хотим усилить в нас добро, то единственным способом для этого является углубленное изучение Торы и ее исполнение. Для этого также нужно глубоко изучать мусар, чтобы иметь страх перед Творцом и доверять Ему. Как сказано в 27 главе Теилим: «Г-сподь – свет мой и мое спасение; кого я устрашусь? Г-сподь – крепость жизни моей; кого бояться мне?» Хорошего элуля!

Подготовила Р. Кудрина


http://www.beerot.ru/?p=17726