Шофтим — По делам ссор во вратах твоих — Нет мира, нет ничего!

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

1823

В недельной главе Шофтим есть следующий стих: «Если непостижимо будет для тебя дело для разбора между кровью и кровью, между тяжбой и тяжбой, между язвой и язвой, по делам ссор во вратах твоих, то встань и взойди на место, которое изберет Г-сподь, Б-г твой» (Дварим 17:8).

Простой смысл понятен. Однако автор книги «Ликутей Тора» рав Шнеур Залман из Ляд пишет от имени Аризаля очень глубокие вещи: «“Если непостижимо будет для тебя…”. Наши мудрецы сказали [«Зоар хадаш»; мидраши на стих «вырыли мне яму злодеи вопреки Торе Твоей» (Теилим, 119:85)], что (в час разрушения) ангелы спросили Святого, благословен Он: “Властелин мира! В Твоей Торе Ты написал: “…пусть выпустит ее кровь и покроет ее землей” (Ваикра, 17:13), а здесь (Теилим, 79:3) написано “проливали кровь их, как воду…”, “ибо кровь его (Иерусалима) внутри него…” (Йехезкель, 24:7). Ты написал в Своей Торе: “не режьте в один день с потомством его” (Ваикра 22:28), а сыновей режут вместе с родителями. Ты написал в Своей Торе: “И прикажет священник, и опорожнят дом…” (Ваикра, 14:36), а здесь (Диврей а-Ямим II, 36:19) “и сожгли дом Б‑жий… и все драгоценные сосуды истребили”. Сказал им Святой, благословен Он: “Разве есть мир в мире? Поскольку нет мира, нет ничего”. На все это Тора намекает в этом отрывке (Дварим, 17:8). Слова “если непостижимо будет для тебя дело для разбора между кровью и кровью” соответствуют словам “пусть выпустит ее кровь…” (Ваикра, 17:13); слова “между тяжбой и тяжбой” – словам “не режьте в один день с потомством его”; слова “между язвой и язвой” – словам “и прикажет священник…” Ответ же на все это – “ссоры (раздоры) во вратах твоих”. Из-за раздоров и отсутствия мира среди них случается все это».

Мой брат рав Илель, да продлятся его годы, рассказал мне, что однажды он спросил великого мудреца Торы и судью рава Исраэля Яакова Фишера: почему в наше время наблюдается так много проблем, болезней и трагедий? Тот ответил ему: приходи в суд и все поймешь. Он пришел и увидел двух соблюдающих заповеди людей, которые ссорились и были готовы разорвать друг друга из-за одного спорного метра…

Мне также рассказали, что многие годы рав Фишер гневался, когда приходил в 12:30 в синагогу «Зихрон Моше», чтобы помолиться Минху, и видел тех, кто все еще молятся Шахарит. По прошествии многих лет рав Фишер внезапно перестал гневаться. Его спросили: «Что случилось?», на что он ответил, что эти опаздывающие с молитвой люди являются праведниками по сравнению с теми, кто приходит к нему на суд.

Мой учитель рав Гедалья Айзман предостерегал нас не втягиваться в споры «во имя Небес». Мишна пишет, что «всякий спор во имя Небес, в конце концов, устоит» (в таком споре, в конце концов, прояснится истина – ибо спорящих не интересует ничто, кроме того, чтобы выяснить истину; и пример тому – спор Илеля и Шамая). Тем не менее, споры во имя Небес опасны – и вот почему. В споре о делах этого мира спорщик, возможно, поймет, что ошибся, но если он думает, что поступает во имя Небес, то никогда не раскается!

А мой отец и учитель имеет обычай говорить, что разные подходы – это нормально, но это не должно приводить к раздорам!

Подготовил рав Э. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=17766