Комментарий Рамбана к Торе — Недельная глава Шофтим

Дата: | Автор материала: Рамбан

1846

«Если сокроется от тебя что-либо… речи спорные во вратах твоих, то встань и взойди на то место, которое изберет Г-сподь, Б-г твой; И приди к священнослужите­лям, левитам, и к судье, который будет в те дни, и вопроси, и скажут тебе слово решения. И поступи по слову, какое скажут тебе с того места, которое изберет Г-сподь, и исполни все, как укажут тебе. По учению, какое укажут тебе, и по решению, какое скажут тебе, поступай; не уклонись от слова, какое скажут тебе, ни вправо, ни влево» (Дварим, 17:8-11).

Чтобы не умножились разногласия 

Не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево. Даже если скажут тебе о правом, что это левое, а о левом – что это правое. Так объясняет Раши.

Имеется в виду следующее: даже если ты считаешь, что судьи ошибаются, и это ясно тебе так же, как ты различаешь между правой и левой рукой, поступи по их наставлениям, и не говори: «Как я буду есть это, если это, безусловно, нутряной жир?!» или «Как я могу казнить этого невинного человека?!» Но скажи: «Всевышний повелел мне, чтобы все Его заповеди я выполнял так, как научат меня предстающие перед Ним в месте, которое Он изберет, – и Он дал мне Тору на условии, что я буду следовать их указаниям, даже если они ошибаются».

Такой подход нашел свое отражение в истории о том, как раби Йеошуа в день, который согласно его расчетам был Йом-Кипуром, явился к рабану Гамлиэлю.

[В Талмуде рассказывается, как однажды пришли два свидетеля, сообщивших, что видели новый месяц, и глава Санэдрина рабан Гамлиэль принял их показания (и соответственно, было объявлено о начале нового месяца тишрей – празднике Рош а-шана, а десятым днем этого месяца является Йом-Кипур). Но на следующую ночь месяц не был виден. Тогда раби Доса бен Уркинас заявил, что это были лжесвидетели. «Разве возможно, что сегодня свидетели заявляют, что женщина родила, а назавтра – она снова беременна?!» – спросил он. Его подержал и раби Йеошуа, который был одним из духовных лидеров поколения. Тогда рабан Гамлиэль повелел, чтобы раби Йеошуа явился к нему с дорожным посохом и с кошельком в тот день, который по расчету раби Йеошуа будет Йом-Кипуром (т.е. на день позже, чем Йом-Кипур, установленный рабаном Гамлиэлем). Раби Акива, увидев, что раби Йеошуа опечален, сказал ему: «Следует признать, что сделанное рабаном Гамлиэлем вступило в силу, ведь написано: «Вот праздники Б-га, священные собрания, которые вы должны провозглашать…» (Ваикра, 23:4) – как в срок, так и не в срок, и нет праздников, кроме провозглашенных Санэдрином. Раби Йеошуа пошел к раби Досе бен Уркинас и сказал ему: «Если мы начнем оспаривать решения Санэдрина, вынесенные под председательством рабана Гамлиэля, то должны подвергнуть сомнению решения всех Санэдринов с дней Моше и до сего дня. …Но любые трое судей, поставленные судить Израиль, подобны суду Моше». Раби Йеошуа взял свой дорожный посох и кошелек и отправился в Явнэ к рабану Гамлиэлю – в тот самый день, который по расчету самого раби Йеошуа был Йом-Кипуром. Раби Йеошуа проделал дальний путь до дома рабана Гамлиэля, несмотря на то, что в Йом-Кипур, как и в Шабат, запрещено переносить предметы на неогороженной территории, а также пользоваться деньгами. Рабан Гамлиэль поцеловал его и сказал: «Заходи с миром, мой наставник и мой ученик. Мой наставник – в мудрости, а мой ученик – поскольку ты принял мои слова» (Рош а-шана, 25а; см. Тиферет Исраэль, 41).

Комментаторы поясняют: рабан Гамлиэль, исходя из астрономических расчетов, учитывающих траекторию движения Луны, знал, что новолунье должно быть именно в ту ночь, на которую указали свидетели. А то, что серп молодого месяца не был виден на следующую ночь, он объяснил скрывавшим его туманом (Рамбам, Перуш а-мишнайот, Рош а-шана 2; см. также комментарий р. Овадьи из Бартануры на Рош а-шана, 2:8).]

Эта заповедь крайне принципиальна. Ведь Тора дана нам в письменном виде, но известно, что по поводу новых явлений возникает множество точек зрения. Таким образом, могут умножиться разногласия, и Тора превратится в несколько «тор». Поэтому нам дан закон, обязывающий подчиняться Верховному Суду, предстающему перед Б-гом в месте, которое Он изберет, – во всем, что касается интерпретации заповедей Торы. И когда толкование получено по устной традиции от Моше, а им – из уст Всемогущего, и когда судьи исходят из своего понимания строк Торы и их смысла. Ведь Б-г дает нам Тору в их интерпретации. Даже если тебе кажется, что они подменяют правое левым! Тем более, когда и с твоей точки зрения они называют правое правым. Ведь дух Б-га пребывает на служащих в Его Святилище, и Его милосердие их не оставит – они всегда будут оберегаемы от ошибок и заблуждений. А в сборнике мидрашей «Сифрей» говорится: «Даже если они утверждают, что то, что кажется тебе правым – это левое, слушай их».

[Сифрей, Шофтим 154. В талмудическом трактате Санэдрин объяснено: «Сначала разногласия в народе Израиля не умножались, так как в судебной палате Храма заседал суд, включавший 71 мудреца, а у входа на храмовый двор и у входа на храмовую гору заседали два суда, в обоих по 23 мудреца. И в каждом городе Израиля был свой суд, состоящий из 23 мудрецов. Если возникал какой-либо вопрос, обращались в суд своего города. Если судьи знали [ответ от своих наставников], то отвечали, а если нет – то обращались в суд соседнего города. Если судьи того города знали, то отвечали, а если нет – обращались с этим вопросом к суду, сидящему у входа на храмовую гору. Если там судьи знали, то отвечали, а если нет – передавали вопрос суду, сидящему у ворот храмового двора. Там вопрос обсуждали, говоря: «Так я это толкую, а так толкуют мои товарищи. Так я это учил, а так учили мои товарищи». Если знали ответ, то отвечали, а если нет – все обращались в судебную палату Храма, где судьи заседали от утреннего жертвоприношения до предвечернего. …Вопрос ставился перед ними. Если они знали [ответ от своих наставников], то отвечали, а если нет – то [после обсуждения проблемы] прибегали к голосованию. И если большинство оказывалось за признающими нечто ритуально нечистым, то это признавали ритуально нечистым. А если большинство было за признающими ритуально чистым, то признавали чистым. Но после того, как [в период перед разрушением Второго Храма] умножились ученики Шамая и Илеля, которые не учились у своих наставников сколько необходимо, тогда в народе Израиля умножились разногласия и Тора превратилась как бы в две торы» (Санедрин, 88б). Часть учеников признавали нечто ритуально нечистым, а другие – чистым, одни разрешали, а другие запрещали, и каждая сторона обосновывала свою точку зрения так, что ее мнение казалось истинной Торой (Маарша, Хидушей агадот на Санедрин, 88б).

Об особой важности заповеди «Не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево» говорится также в Сефер а-Хинух («Книге воспитания»): «Принципиальность этой заповеди связана с тем, что мнения людей различны, и по любым вопросам всегда будет множество точек зрения. Владыка Вселенной, да будет Он благословен, знал, что, если интерпретация заповедей Торы будет передана на усмотрение каждого отдельного человека, в соответствии с пониманием каждого, то в народе Израиля умножатся разногласия по поводу толкования заповедей, и Тора превратится в несколько тор. …Поэтому-то наш Б-г, Источник любой мудрости, пополнил Свою истинную Тору этой заповедью – Он повелел выполнять ее законы в соответствии с подлинной традицией, полученной нашими мудрецами древности, да пребудет на них мир. В каждом поколении мы должны слушаться знатоков Торы, получивших традицию от своих предшественников и изучивших книги древних мудрецов, посвятив дни и ночи напряженного труда постижению их глубины. Следуя такому подходу, мы пойдем по истинному пути в познании Торы. Иначе – если соблазнимся следовать за своими «мнениями» и за своим скудным умом, – останемся ни с чем. Чтобы подчеркнуть исключительное значение этой заповеди, мудрецы толковали: «Не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево» – даже если они говорят о правом – левое, не уклоняйся от их указаний. То есть даже если в каком-то одном вопросе они ошибаются, нам не следует спорить с ними, но нужно поступить в соответствии с их ошибочным решением. Лучше уже пережить одну их ошибку, но остаться под властью их решений, верных во всех других случаях, чем оказаться в ситуации, когда каждый следует своей точке зрения, ведь это привело бы к гибели нашей веры, к духовному распаду и к полному исчезновению народа» (Сефер а-Хинух, Шофтим, 496).]

«И будет: когда воссядет [царь] на трон царст­вия своего, то напишет себе второй свиток Учения этого пред священнослужителями, левитами. И будет оно с ним, и пусть он читает это во все дни жизни своей, чтобы учился бояться Г-спода, Б-га своего, соблюдать все слова Учения этого и все эти законы, чтобы исполнять их. Чтобы не вознеслось его сердце над его братьями, и чтобы не укло­нялся он от заповеди ни вправо, ни влево, чтобы длить ему дни на царстве своем, ему и его сынам в среде Израиля» (Дварим, 17:18-20).

Мудрость царя 

И пусть будет она – упомянутая выше книга Торы – при нем, и пусть читает он ее – эту книгу Торы – все дни своей жизни.

А согласно истинному объяснению (аль дерех а-эмет), слова «будет она при нем» подразумевают, что с ним должна быть сама Тора, как написано: «Б-г дал [царю] Шломо мудрость» (Мелахим, 1, 5:26). И сказано: «И воссел Шломо царем на престоле Б-га» (Диврей а-ямим 1, 29:23).

«Чтобы не возносилось его сердце»

Чтобы не возносилось его сердце над братьями его. Здесь в Торе намеком дается запрет гордыни, ведь данная строка предостерегает царя от высокомерия и заносчивости – и уже тем более всех остальных, которым и вовсе не с чего гордиться и заноситься. Но и тому, у кого есть причины возноситься и возвеличиваться, Тора предписывает быть смиренным сердцем, как и всем его простым братьям.

Ведь гордыня – скверное и презираемое Б-гом качество, и даже для царя; так как только Б-гу принадлежит величие, и только Он превознесен, и лишь Его следует прославлять. А человек прославляется своим служением Творцу.

В книге царя Шломо разъясняется: «Мерзость перед Б-гом – всякий высокомерный» (Мишлей, 16:5). И написано у пророка: «Так сказал Б-г: пусть не хвалится мудрый своей мудростью, пусть не хвалится сильный своей силой, пусть не хвалится богатый своим богатством – но человек будет прославлен лишь тем, что постигает и познаёт Меня» (Ирмея, 9:22-23).

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=4810