Экев — Нипуль – молитва в полном смирении

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1550
нипуль

Недельная глава Экев

«А я пал ниц перед Г-сподом (и лежал), простершись (перед Ним), сорок дней и сорок ночей» (Дварим, 9:25).

Нипуль (букв. – падение, от слова липоль, «падать») – это молитва, подобная тому, что сказано в «Мегилат Эстер»: «И продолжила Эстер говорить пред царем, пала ниц перед ним и зарыдала, и стала умолять его отвести [от еврейского народа] это зло – Амана». Это особая форма настойчивой просьбы, включающая в себя огромное смирение и покорность, — до такой степени, что человек просто падает в полном самоуничижении перед Всевышним. И здесь есть два аспекта: первое – особая форма молитвы, а второе – это общее правило для всех видов молитв. Любая молитва должна происходить в смирении и полном подчинении себя Творцу.

На мой взгляд, если мы хотим выучить, как следует молиться, то нужно учить это из законов даров бедным, ведь, по всей вероятности, Всевышний отвечает на молитву человека таким же образом, как каждый человек должен по закону ответить на просьбу нищего. Рамбам в «Законах помощи бедным» (87) говорит: «Ты обязан дать нищему то, чего ему не хватает: если у него нет одежды – одевают его, если у него нет посуды – покупают ему посуду, если у него нет жены – женят его, а если это женщина – ее выдают замуж; и даже если этот нищий (который был прежде человеком богатым – прим. пер.) привык ехать на коне, и чтобы раб бежал перед ним, а теперь он разорился, – покупают ему коня, чтобы ехать на нем, и раба, чтобы бежал перед ним, как сказано: «дать ему все, чего ему не хватает». И ты обязан дать все, что ему необходимо, но не обязан обогатить его.

Нищему, обивающему пороги, не дают большие подарки, но дают ему мелочь, и запрещается не давать ему ничего, нужно дать хотя бы один плод инжира, как сказано: “дабы не ушел несчастный пристыженным”».

Из этих законов мы можем выучить и несколько важных законов молитвы.

Если мы хотим, чтобы наша просьба была удовлетворена, нужно выразить ее в форме, подобной указанному выше: чтобы богач был обязан законом Торы дать бедному. Причем очевидно, что идея, которую мы обсуждаем – это форма молитвы в настрое сердца, а не в изложении слов устами. У Рамбама говорится, что есть условия, которые должны быть выполнены, чтобы человеку дали то, что он просит. Человек должен быть бедным и нуждающимся, как подробно объяснил Рамбам: «Ты обязан дать ему все, что ему необходимо, но не обязан обогатить его».

Точно так же и в молитве: первое условие — человек должен обращаться к своему Творцу, когда он по-настоящему понимает, насколько ему жизненно необходимо то, о чем он просит. Есть случаи, когда это можно выполнить наилучшим образом, например, когда просят о больном или о пропитании, ведь порой речь идет о жизненно важной вещи даже в рамках природы. Но когда человек просит успеха в Торе и Б-гобоязненности, себе самому, или детям, или какому-то близкому человеку, то сила молитвы зависит от того, насколько ему по-настоящему больно, насколько по-настоящему он чувствует, что ему не хватает этого, или же он приходит, как человек, просящий о богатстве и роскоши.

Посмотрите, как на протяжении всей книги Теилим царь Давид много и пространно говорит о своей приниженности и нищете, и подчеркивает, насколько он настоящий бедняк. Поэтому, как бы, обязаны возместить ему то, чего ему не хватает, как мы видим в Теилим: «Узри мою нищету и вызволи меня» (119), «…а я – нищий, и мучаюсь болью» (69), «А я – нищий и обездоленный… Ты – Помощь моя и Избавитель мой, Б-г, не задержись!»


http://www.beerot.ru/?p=42743