Бо — Основа Торы

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3602

Недельная глава Бо

«И дал Г-сподь милость народу в глазах египтян; также и Моше был весьма велик в земле египетской, в глазах рабов фараона и в глазах народа» (Шмот, 11:3)

Рамбан в своем комментарии на нашу недельную главу пишет, что явные чудеса, которые происходили в Египте, рассказывают нам о сокрытых чудесах, ведь в мире ничего не происходит случайно, но лишь по Его воле. Поэтому все события, происходящие в этом мире, следует относить к разряду чудес. Далее Рамбан пишет так: «И нет у человека удела в Торе, дарованной через нашего наставника Моше, прежде чем он не постигнет и не признает, что все, что с нами происходит – касается ли это всего общества или одного человека – все это чудеса, которые невозможно объяснить законами природы или приписать естественному ходу событий. И если мы исполняем заповеди, то будем вознаграждены, а если нарушаем запреты, то будем наказаны по приговору Всевышнего».

Из слов Рамбана о том, что «…нет у человека удела в Торе, дарованной через нашего наставника Моше», следует, что основным постулатом Торы является утверждение о том, что Всевышний – единственный правитель Вселенной, и кроме Него нет какой-либо иной силы. Объяснение этому мы найдем в словах Рамхаля (книга «Даат Твунот»), где он пишет, что главная задача Вселенной в конечном итоге постичь единство Творца, а именно: «что Всевышний, благословен Он, один, единственен и един. Что нет для Него никаких препятствий и никого, способного противостоять Ему ни под каким видом, и ни с какой стороны. Он правит всем…». А вследствие того, что Тора – это план мироздания, и, как сказано в книге Зоар (Трума, 161:а): «Смотрел (Всевышний) в Тору и создавал мир» – именно посредством Торы должно быть разъяснено и раскрыто утверждение о единстве Творца.

В книге Теилим (78:5-7) сказано: «Он поставил свидетельства в Яакове, Закон положил в Израиле (т.е. Тору) … Чтобы знало грядущее поколение… Чтобы они возлагали надежду свою на Всевышнего …». Уточняет Виленский Гаон (в своем комментарии к книге Мишлей, 22:19): «Тора была дана лишь для того, чтобы (обучить нас) полагаться на Б-га». Эти слова также подтверждают вышеупомянутый принцип, ведь упование на Г-спода основывается на осознании, что Он руководит всем.


http://www.beerot.ru/?p=10684