Недельная глава Бо — Истина стоит на двух ногах

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1299

Знаете ли вы?

Почитание жены для Аризаля было делом особой важности…

Рав Хаим Виталь, преданный ученик Аризаля, пишет в своей книге «Шаар а-Мицвот» о том, что учитель его одевался скромно, носил простую одежду и в еде был весьма неприхотлив, но «по отношению к жене своей был предельно уважителен: он одевал ее в изысканные наряды и исполнял каждое ее желание, даже если это доставалось ему с большим трудом…»

Ежедневная цитата

[pull_quote_center]Печать Всевышнего – истина[/pull_quote_center] Шаббат, 55а

«И сыны Израиля сделали по слову Моше, и попросили у египтян в долг вещи серебряные и вещи золотые, и одежды. А Г-сподь дал милость народу в глазах египтян; и те давали им…» (Шмот, 12:35-36).

В трактате Санедрин (91а) рассказывается о египтянах, представших перед Александром Македонским с иском против евреев. Претензии, заявленные в иске, были таковы: сыны Израиля должны вернуть египтянам большие деньги, поскольку, по их словам, во время исхода евреев из Египта они одолжили у египтян золотые и серебряные украшения, и одежду. Царь выслушал претензии истцов и потребовал от еврейских мудрецов ответить по предъявленному иску. Среди евреев был один находчивый человек по имени Гвиа бен Псиса. Он обратился к нашим мудрецам с просьбой разрешить ему представлять их интересы перед Александром Македонским во время тяжбы с египтянами. Свою просьбу он объяснил так: «Лучше пойду я, простой еврей, ведь если победят они, вы всегда можете им сказать: для того, чтобы одержать победу над невеждой не нужно иметь особых умственных способностей. Однако если победу одержу я, вы, безусловно, можете пристыдить их, сказав: “Смотрите, даже простой еврей смог одержать над вами победу, и это не что иное, как победа истины нашей святой Торы!”» Мудрецы согласились с доводами Гвиа и дали ему свое разрешение.

Когда пришел Гвиа на тяжбу с египтянами, он выслушал их претензии и ответил им буквально следующее: «Раз уж для обоснования ваших претензий вы используете слова Торы, я также позволю себе привести слова Торы». Открыл Гвиа Пятикнижие и показал египтянам стих из нашей недельной главы (Шмот, 12:40): «А пребывание сынов Израиля в Египте продолжалось 430 лет». Затем спросил Гвиа: «А где же заработок, которые должны были получить шестьсот тысяч человек за их тяжкий труд в течение четырехсот с лишним лет? Если мы сейчас говорим о возврате долгов, то вы должны нам огромную сумму, гораздо большую, чем мы, по вашим словам, должны вам». Слова Гвиа ввергли египтян в смятение, поэтому они попросили у Александра Македонского три дня на то, чтобы подготовиться и ответить Гвиа что-то в свое оправдание. Александр дал им это время. Как египтяне ни старались, не нашли они подходящего ответа. Сказано в Талмуде: «След египтян тут же простыл, и оставили они после себя вспаханные и засеянные поля и засаженные виноградники». В Талмуде приводится и другие споры, которые вел Гвиа с другими народами, подобные тем, которые он вел с египтянами.

На первый взгляд, Гвиа назвал себя невеждой из скромности, ведь ответ его оказался очень мудрым. Но если мы проследим за формой ведения спора, мы увидим, что никаких новых источников для ответа Гвиа не приводил – он воспользовался источником египтян. В этом и заключается его «простота», потому что обычно простой человек, не знающий многих источников, будет использовать источники своего оппонента. Однако, по правде говоря, именно такая форма полемики является наиболее успешной, поскольку она наглядно показывает, что доводы противоположной стороны несостоятельны.

Наши мудрецы в трактате Шаббат (104а) говорят, что разница между истиной и ложью берет свое начало в том, что «правда имеет ноги», а «ложь не имеет ног». На это указывают нам сами слова «истина» (на иврите אמת) и «ложь» (на иврите שקר). Если всмотреться в буквы, то у каждой из букв слова «истина» имеется по две «ноги», а у слова «ложь» – лишь одна. Но разница между ними заключается в том, что стоит только немного подвинуть слово «ложь», стоящее на одной «ноге», оно сразу же упадет, не «пройдя» ни шагу… А вот слово «истина», буквы которой крепко стоят на двух «ногах», может двигаться, не падая.

Подобно визуальному различию слов «истина» и «ложь», различается и их суть, хотя на первый взгляд бывает весьма трудно различить, что есть истина, а что есть ложь… Но достаточно начать сопоставлять ложные и истинные доводы, как сразу становится ясно, что доказательства, приводимые в поддержку лжи совершенно неверны и противоречивы, что нельзя сказать о доводах и доказательствах, приводимых во имя утверждения истины – они всегда будут тверды и незыблемы.

http://www.beerot.ru/?p=10493

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here