Недельная глава Бо
Недельная глава Бо полна важнейших событий, имеющих огромное значение для истории нашего народа. Начало освобождения из Египта, безоговорочная капитуляция фараона перед лицом истинного Хозяина нашего мира, получение нашим народом заповедей, появление эрев рав и его влияние на наш народ, – все это обсуждается в недельной главе Бо. Все эти события связаны между собой, а их последствия влияют на наш народ во всех поколениях – до наших дней.
«Рождение» из египетского рабства
Мидраш сравнивает выход народа Израиля из Египта с родами. У этого сравнения есть глубокий смысл, который важно увидеть и осознать. Наши мудрецы, говоря о зародыше, рассматривают его как часть (буквально – как нога) матери. Этот принцип, в частности, актуален для женщин, которые проходят гиюр. Зародыш во чреве беременной женщины, проходящей гиюр, также становится евреем, ведь он – часть матери.
Несмотря на то, что у зародыша, спустя достаточно короткий срок, появляются свои внутренние органы, он всецело зависит от матери. Когда наш народ в Египте сравнивается с зародышем, имеется в виду то, что мы не были полностью самостоятельны. Великое наследие праотцев, глубокая связь со Всевышним даже в условиях рабства не предотвращали проникновения духовной нечистоты Египта. Нам, евреям, выросшим в России, это хорошо знакомо. Мы тоже выросли и впитали в себя чуждую культуру. Поэтому выход из Египта означал, в первую очередь, освобождение от духовной нечистоты, которая окружала наш народ. Это же касается окончательного освобождения – мы должны освободиться от того зла, которое впитали в галуте.
Когда наш народ теряет собственные корни, отрывается от духовных основ, то начинает искать замену среди культур народов мира. В тот момент, когда мы находим такую замену в виде чуждых идей – начинается истинное рабство. Порабощение чуждыми идеями и полный отрыв от собственных корней – эта беда актуальна и для наших дней. Евреи во всем мире являются носителями культур тех народов, среди которых живут. Мы знаем много примеров того, как евреи становятся, условно говоря, большими русскими или немцами, чем сами русские и немцы. Корни всего этого – в том, что пережил наш народ, находясь в Египте. Именно поэтому мудрецы и сравнивают выход из Египта с выходом зародыша из утробы матери – до этого наш народ был единым целым с окружавшей его действительностью.
Тем не менее, наш народ и в Египте сохранял великое наследие, полученное от Авраама, Ицхака и Яакова. Как известно, евреи и в Египте сохранили язык, одежду и имена. С одной стороны, египтяне прилагали все усилия ради того, чтобы нивелировать идентичность нашего народа, но с другой – их усилия (еще более жестокое порабощение) привели к тому, что мы начали отдаляться от египетской действительности. Это началось с отказа еврейских повитух (Шифра и Пуа) исполнять приказ фараона, которые противопоставили свой страх перед Небесами его власти. Затем – Мирьям, которая разъяснила своему отцу Амраму, что не подобает отдаляться от жены из-за приказа фараона убивать новорожденных мальчиков (тем самым лишались шанса на жизнь и девочки). Это событие непосредственно привело к появлению на свет Моше. Кроме того, не будем забывать о том, что колено Леви никогда не подчинялось египтянам, и изучало Тору. Это все то, что называется нашими мудрецами «пробуждение снизу».
Наличие изначального замысла Всевышнего освободить еврейский народ не отменяет того факта, что с самого начала жизни Моше на него не была возложена великая миссия освобождения еврейского народа и получения Торы. Его внутренняя сила руководителя нашего народа также проявилась, как «пробуждение снизу». Во-первых – в его сострадании к порабощенным братьям, во-вторых – в убийстве египтянина, и в-третьих – в наставлении ссорящимся евреям. Моше было восемьдесят лет, когда Творец приказал ему вернуться в Египет и освободить наш народ.
За пробуждением снизу следует «пробуждение Сверху» – Всевышний активно и явно вмешивается в процесс освобождения нашего народа, посылая на Египет страшные казни. Основная задача казней – продемонстрировать именно нашему народу раскрытие единства и силу Всевышнего, чтобы мы тем самым отстранились от окружающего идолопоклонства. Но, безусловно, важно было, чтобы это увидели и поняли также египтяне.
Заповеди – основа освобождения
Тем не менее, чтобы удостоиться окончательного освобождения, приведенного выше мало. Чтоб удостоиться окончательного освобождения, наш народ должен сам продемонстрировать веру и принятие воли Творца. И вот тут очень важно понять, что наш народ удостоился освобождения из Египта «в долг». Об этом Тора говорит ясно (Шмот, 9:1): «Отпусти народ Мой и будут служить Мне». Наш народ удостаивается заслуги выхода из Египта в силу будущего принятия Торы на горе Синай и ее исполнения.
Началось это уже в Египте – между девятой и десятой казнью наш народ получает заповеди. Смысл их – отделение от египетской действительности. Выход из состояния внутреннего рабства и принятие на себя воли Творца – это то, о чем говорится «и будут служить Мне». Поэтому три обязательные для исхода заповеди – пасхальная жертва, запрет квасного и брит мила – стали началом будущего принятия Торы еще в Египте. Все эти три заповеди – это уничтожения внутри себя связи с Египтом. Пасхальная жертва (овца), которой поклонялись в Египте – разрыв с идолопоклонством. Квасное символизирует дурное начало в нас самих. Брит мила – отрезание зла, связанного с развратом, чем особенно «славился» Египет, это наш завет, подготовка самих себя к принятию Торы. Для принесения пасхальной жертвы нужно, чтобы еврей избавился от квасного и обрезал себя и своих рабов. Такова основа выхода из Египта.
Эрев рав
Одна из тем, которые возникают в недельной главе Бо, и которые актуальны и по сей день, – это эрев рав. Речь идет о людях, которые вышли вместе с нашим народом из Египта. Если мы взглянем на события исхода и на то, что происходило дальше в пустыне, в частности – на историю с золотым тельцом, то увидим большую отрицательную роль эрев рав. Более того, пишет Гаон из Вильно, что огромные страдания нашего долгого изгнания посланы нам Свыше, чтобы очистить нас от влияния эрев рав.
Кто принял эрев рав в народ Израиля? Никто иной, как Моше! Почему он это сделал? О причинах этого пишет Нецив из Воложина, что народ Израиля должен нести Тору народам мира. Об этом неоднократно писал и рав Шимшон Рафаэль Гирш. Смысл в том числе и прихода Машиаха – обратить сердца нашего народа и всех народов мира к служению Всевышнему. Об этом мы просим в молитвах Рош а-Шана: «И сделают [все народы] общий союз, чтобы исполнять волю Твою». Всевышний создал весь мир и все народы ради Своего почета, и служение Творцу – обязанность всех народов, а не только евреев.
Часть народов, которые были в Египте, захотели уйти с нашим народом на фоне тех величайших чудес и величайшего раскрытия Творца, которые происходили в те дни. Поэтому Моше их принимает. Его можно понять – мы сами просим о том же в молитвах Рош а-Шана, и таков замысел Творца.
Но тогда в чем же дело? Почему поступок Моше привел к таким последствиям? На самом деле, те народы, которые составляли эрев рав, не были достойны стать частью нашего народа. Объяснение очень простое: все хотят разделить участь победителей. Подобные примеры мы уже видели в Торе. Фараон, который видел чудеса, которые Творец сделал Саре, отправил свою дочь быть у нее служанкой. Лучше быть служанкой Сары, ради которой Всевышний совершает чудеса, чем египетской принцессой.
Но такой выбор не означает полноценного принятия еврейства. Все хотят быть союзниками победителей. Поэтому сказано, что в те времена, когда евреи имеют силу и величие, не принимают геров. И таким образом, поступок Моше не был отражением воли Творца, а эрев рав принес и продолжает приносить огромные беды нашему народу.
Истинное освобождение
Влияние эрев рав на наш народ непосредственно связано с тем, о чем мы говорили в самом начале. Мы должны, подобно брит мила, буквально «отрезать» от себя чуждые нам влияния и идеи. Это очень тяжело, но жизнь нашего народа зависит именно от этого, как сказано (Йехезкель, 16:6): «Кровями своими будешь жить» (Раши говорит, что в силу крови обрезания и крови пасхальной жертвы наш народ удостоился избавления).
В наше время эрев рав имеет особую силу. Период иквета де-Мешиха в который мы живем, особенно тяжел именно в плане воздействия и проникновения в наши души чуждых идей. От имени рава Исраэля Элияу Вайнтруба я слышал, что во время нашего духовного величия влияние эрев рав незаметно. Но когда происходит духовная катастрофа, когда наш народ начинает смотреть не в сторону Иерусалима, а в сторону Берлина и других мест, тогда «просыпается» эрев рав.
В наше время очень искажено само понятие геула, – окончательное освобождение. Желание светских сионистов сделать народ Израиля, «как все народы», и выдать это за окончательное освобождение – это величайшая фальсификация, которая, к сожалению, нашла отклик в сердцах многих наших братьев. Лучше быть полноценными евреями в изгнании, чем «как все народы» в Эрец Исраэль. В течение многих столетий изгнания, наши братья шли на смерть, но отказывались быть «как все народы». А быть «как все» на Святой Земле – это особенно тяжкий грех – недостойное поведение во дворце Царя всех царей. Понятие освобождения неотрывно связано с властью Всевышнего и его Торы.
Освобождение от рабства чуждых идей и исполнение заповедей, смысл которых – искоренить в нас самих дурное начало, – таково начало пути к освобождению из Египта, описанному в недельной главе Бо. И это же – основа нашего будущего окончательного освобождения. Мы должны быть народом Всевышнего, святым народом на Святой Земле, который несет свет Торы всему миру.
Подготовил Арье Кац