Лакомства к субботнему столу — Недельная глава Ваэра

видеть других людей

«Забота» о фараоне

«Но я ожесточу сердце фараона… И не послушает вас…» (Шмот, 7:3).

Не совсем справедливо выглядит эта ситуация. Сперва отняли у фараона возможность раскаяния, а после приходят к нему с претензиями?!

Как-то раз один германский вельможа спросил у рава Йонатана Эйбешица: почему евреи перед судом всегда пытаются подкупить представителей властей? Ведь Тора запрещает давать взятки! Пояснил рав Эйбешиц, что Тора запрещает нам давать взятки, потому что взятка нарушает равновесие при принятии решений. Однако у ваших судей изначально нарушен баланс. Как только они видят еврея, судящегося с неевреем, автоматически чаша их внутренних весов склоняется не в сторону еврея. Поэтому мы и даем взятки: не искривить правду, а вернуть судью к первоначальному состоянию душевного равновесия.

У всех живущих на земле людей при виде египетских казней не осталось бы никакого выбора. Фараон не был исключением. Однако возможность иметь нормальное право выбора полагается тем, кто всегда ведет себя достойно. Что нельзя было сказать о фараоне, в душе которого давно было нарушено равновесие по отношению к евреям. И ожесточение его сердца Всевышним было не наказанием и не лишением возможности выбора. Это был лишь возврат фараона к его естественному состоянию внутреннего равновесия.

В заслугу трех вещей

Говорится, что Всевышний вывел народ Израиля из Египта в заслугу трех вещей: за то, что они не изменили своих еврейских имен, одежд и языка. Но разве щепетильным отношением к этим трем вещам евреи выполнили настолько большие заповеди, что эти заслуги помогли им удостоиться избавления? Ясно, что здесь важность выражалась не в весомости и строгости этих заповедей, а во влиянии, которое они оказывали. И действительно, если посмотреть на египетское изгнание, окажется, что более чем двести лет пребывания наших праотцов на этой земле евреи абсолютно не были подвержены ассимиляции. Произошел всего один случай, когда египтянин под видом еврейского мужа пробрался к Шломит, и Тора описала это. И это все при том, что египтяне имели власть над ними и над их имуществом. Вдобавок у евреев еще не было самого сильного оружия против ецер а-ра – Торы.

Совершенно иначе дело обстояло во время вавилонского изгнания, которое длилось семьдесят лет. Были среди них величайшие мудрецы Торы: Даниэль, Барух бен Нерия, Эзра, Мордехай и Нехемия, несколько пророков Всевышнего: Ирмияу, Йехезкель, Хаггай, Зхария и Малахи, — а уровень ассимиляции был ужасающим.

Это хорошо видно из нескольких мест в Писании. Так сказано в книге Эзры (9:2): «Так как брали они дочерей их в жены для себя и для сынов своих, и смешали семя священное с народами других земель; и рука главных и старших была первой в этом преступлении. И когда услыхал я об этом, то разорвал я одежду свою и верхнее платье, и рвал волосы с головы и из бороды своей, и сидел я ошеломленный». А вот пример из книги Нехемии (13:23-24): «Видел я еще в эти дни тех иудеев, что снова взяли жен из Ашдода, Аммона и Моава. А сыновья их не умеют говорить по-иудейски – наполовину говорят по-ашдодски и на языках других народов». А в трактате Кидушин (69а), говорится, что десять видов родословной поднялись из Вавилона в землю Израиля. И среди них халулим — коэны, потерявшие право выполнять службу в Храме из-за запрещенных браков и некоторых других причин; мамзеры; штуким — те, у которых известна еврейская мать, но не известен отец; асуфим – подброшенные.

Вавилонское изгнание длилось семьдесят лет. Из них восемнадцать лет евреи продолжали жить на своей земле. Лишь с момента разрушения Первого Храма царь Навуходнецар изгоняет их в Вавилон. Всего пятьдесят два года евреи прожили среди других народов, в Вавилонии и Персии, и какие тяжелые последствия ассимиляции!

Все это проливает свет на важность того, что евреи не меняли своих имен, одежд и языка в Египте. Благодаря этому на народе Израиля словно была печать Всевышнего. И благодаря этим трем вещам евреи сохраняли дистанцию от народов мира.

Рав Михель Зильбер

Лидер с проблемами

«И взял Амрам Йохевед, тетку свою, себе в жену; и она родила ему Аарона и Моше» (Шмот, 6:20).

Сказано в трактате Йома (22б), что не устанавливают над общиной Израиля лидера, если за ним не числятся проблемы (имеются в виду проблемы с происхождением). А зачем нужно лидеру обладать подобными проблемами? Чтобы он не возгордился. (Один из величайших хасидских наставников раби Цадок а-Коэн пишет, что это является сгулой на обретение величия в Торе.) А если это произойдет, то люди смогут напомнить ему: «Оглянись назад. Посмотри, от кого ты происходишь». И если многие из лидеров нашего народа обладали одной такой проблемой (как Давид, происходивший от Рут-моавитянки), то у Моше были целых две. Первая проблема — Амрам женился на своей тете. И пусть это не было запрещено до дарования Торы, в будущем Тора запретит делать это. А о второй проблеме рассказывает нам тана раби Йонатан бен Узеэль.

Когда фараон приказал бросать всех еврейских младенцев в Нил, то Амрам решил развестись со своей женой Йохевед. Но Йохевед не согласилась с позицией мужа. В чем это нашло выражение? Йохевед вышла замуж. И ее новым супругом стал один достойный еврей, которого звали Элицафан бен Парнах. И в этом «промежуточном» браке у новой пары родились два сына — Эльдад и Мейдад. Да, да! Те самые Эльдад и Мейдад, что будут пророчествовать, говоря: «Моше умрет, не войдя в Святую землю. А введет нас туда новый лидер, Йеошуа».

Позже Мирьям, дочь Амрама, стала увещевать отца: фараон распорядился убивать еврейских мальчиков, а ты сделал еще больше, не позволяя родиться на свет и еврейским девочкам! Отец принял этот упрек и… Йохевед развелась со своим вторым мужем и вернулась к Амраму! А после дарования Торы и это было запрещено — нельзя вернуть бывшую жену после того, как она вышла за другого. Уже в этом браке у них родился великий сын, избавитель народа Израиля — Моше.

Наш Б-г

«Но под Именем Йуд-Кей-Вав-Кей Я им не открывался» (Шмот, 6:3).

Есть огромная разница между Именем Йуд-Кей-Вав-Кей (которое читают и переводят как «Г-сподь») и между Именем Элоким (что переводят как «Б-г»). Имя Б-г существует и в других языках. Но Имя Йуд-кей-вав-кей невозможно по-настоящему перевести на другой язык. Это Имя, в частности, означает «Создающий реальность», и только еврей в состоянии воспринять, что Всевышний постоянно заново создает действительность.

Человек — по сравнению с силами природы – это крошечное создание, его несет по волнам бурного моря. Силы природы действуют с невероятной мощью, и у маленького человека нет никакой власти над ними. Это реальность нашего мира.

Всевышний создал мир, и мир этот полон опасностей, болезней, проблем с пропитанием и т.д. Его невозможно пройти естественным путем. Чтобы его пройти, обязательно нужен «Б-г», находящийся над рамками природы, обладающий мощными сверхъестественными силами, Который будет держать маленького человека за руку и спасать его от бурь этого мира. Поэтому в прежних поколениях абсолютно любой человек понимал, что нельзя выжить в этом мире без того, чтобы Б-г держал его за руку! (В наше время людям Б-г уже «не нужен». Есть больницы и страхование жизни, есть СМИ и микроволновая печь, – и все уже «устроено»…)

Появился праотец Авраам и сообщил всем невероятную новость: Тот Самый Г‑сподь, Который создал саму действительность силой Своего желания, и есть – Б-г. Он не только является действительностью, но еще и Тем, Кто стоит рядом, заботится о нас, понимает, держит нас за руку и ведет по дороге этого мира, полной опасностей!

Именно это мы говорим в благословениях: «Г-сподь» – Тот, Кто создает действительность, и есть «Б-г наш» – Тот, Кто наблюдает и ведет нас. И мы подчеркиваем: кроме того, что Он – Б-г всего мира, Он заботится о народе Израиля во всех деталях, больше, чем о других народах, Он – «наш Б-г».

Это Имя употребляется во множественном числе – Элокейну («наш Б-г»), чтобы показать, что Он – Б-г каждого еврея, даже того, кто отказывается признать эту реальность!

Если бы это Имя было написано в единственном числе, какой-нибудь глупец мог бы сказать: «Он – не мой Б-г. Я грешник и злодей, я уже нарушил все, что написано в Торе, и полностью разорвал связь с Ним». Поэтому мы и говорим во множественном числе. Ты можешь закрыть глаза и проигнорировать великое богатство, которое тебе принадлежит, но ничего не поможет: пока ты – один из сынов Израиля, Всевышний – твой Б-г! И Он охраняет тебя особым образом.

Рав Шимшон Довид Пинкус

Видеть других людей

«Вот имена сыновей Леви по их родам: Гершон, Кеат и Мерари. Годы жизни Леви – сто тридцать семь лет» (Шмот, 6:16).

Великий автор книги «Шней Лухот а-Брит» задает вопрос, почему о колене Реувена сказано «сыны Реувена», о колене Шимона – «сыны Шимона», а о Леви – «имена сыновей Леви»?

Он объясняет так. Колено Леви не было порабощено в Египте и не выполняло тяжкие работы, которые были уделом других колен. Тем не менее Леви желал участвовать в горе своего народа. Что он сделал? Он назвал своих сыновей именами, связанными с галутом: Гершон – «поскольку пришельцы (герим) они в чужой земле», Кеат – «потому, что их зубы потемнели (кеот)», Мерари – как сказано «сделали их жизнь невыносимой (мареру)». Поэтому и сказано: «имена сыновей Леви».

Отсюда мы учим, что необходимо сопереживать горю своего народа, даже если оно не касается тебя лично. И даже не только горе – просто видеть других людей, разделять их потребности и нужды.

Рассказал один богатый еврей: «В начале своего пути я твердо выполнял наставление своего отца, который всегда говорил мне: “Ставь себе цели и достигай их любой ценой”. Я был жестким и бескомпромиссным бизнесменом. Несколько лет назад вместе с другими бизнесменами мы организовали турне по разным местам мира, с целью познакомиться с образом жизни людей в разных странах, чтобы понять, как лучше продавать наши товары разным видам населения. Одной из стран, которые мы посетили, был Израиль. Мы ездили на экскурсии по всей стране и получали удовольствие. В последний день наш экскурсовод сказал, что он хочет показать нам самое потрясающее место в Израиле, по его мнению.

Мы ожидали увидеть какой-то замечательный археологический объект, но вместо этого оказались в старом тесном квартале Иерусалима, вовсе не впечатляющем своей красотой – мягко говоря. Наш автобус остановился рядом с большим зданием, где деятельность так и кипела: сотни молодых людей постоянно заходили и выходили оттуда. Экскурсовод обратился к нам: “Как вы считаете, каким должен быть размер учебного заведения, рассчитанного на 6000 учащихся?”

Мы быстро сделали примерные расчеты: лекционные залы, студенческие общежития, подсобные помещения, кабинеты преподавателей и дирекции, площадь на парк вокруг кампуса… Пришли к выводу, что необходимо около 150 000 кв. м. “А как вы думаете, — задал он следующий вопрос, — сколько персонала должно быть в таком заведении?” Наши расчеты привели к цифрам 350-400.

“Что ж, — сказал экскурсовод, — добро пожаловать в ешиву Мир. В этой ешиве учатся около 6000 учащихся, ее площадь – 3000 кв. м. По полметра на ученика. Преподавательский состав насчитывает около двадцати человек, и у нее есть один-единственный директор, который ответственен за все: от приема учеников и утверждения учебного материала до управления бюджетом”.

Мы были просто в шоке. Наш сопровождающий устроил нам небольшую экскурсию по ешиве. Учебные залы были забиты под завязку. Учащиеся были настолько погружены в учебу, что даже не замечали нас. Мы прошли этаж за этажом, и в любом мыслимом и немыслимом углу сидели люди и учились. Это было ошеломляющее, невероятное зрелище. У нас просто не было слов. Во всех наших поездках по всему миру мы не видели такого.

В конце экскурсии нас пригласили на встречу с самим главой ешивы — равом Носоном Цви Финкелем. “Не пугайтесь его физического состояния, — предупредил экскурсовод, — он страдает тяжелой болезнью”.

Мы вошли в дом, который выглядел чрезвычайно просто. Обстановка была минимальной. Глава ешивы сидел за столом. Он встретил нас очень радушно, хотя каждое слово давалось ему с трудом. Один из моих товарищей решился и задал вопрос: “Уважаемый рав, мы все тут – директора компаний и заводов, но мы совершенно не в состоянии понять, как существует и работает Ваше заведение? В чем его секрет?”

Глава ешивы улыбнулся и ответил вопросом: “Дорогие друзья, скажите, в чем разница между человеком и скотиной? Когда скотина чего-то хочет, она постарается добраться до желаемого, даже если по пути наступит и потопчет все, что вокруг нее. Человек, в отличие от нее, способен отказаться от исполнения своих желаний, чтобы не навредить другим. Более того: он даже способен лишиться какого-то удовольствия, чтобы помочь другому и порадовать его. Здесь, в ешиве, живут люди. И когда каждый думает о том, как сделать так, чтобы другому было хорошо жить с ним рядом – нет никаких проблем!”

Слова эти вошли в мое сердце, как нож: это было полной противоположностью тому, чему учил меня отец! Я понял, что такое поведение – это не поведение человека. С того дня я принял решение вести дела так, чтобы это не было за счет других. И поверьте, я ничего не проиграл из-за этого. Только удостоился заново стать человеком!»

Подготовили рав Нахум Шатхин и г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=39841