Недельная глава ки Тиса
«И было, когда он приблизился к стану, и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горою» (Шмот 32:19).
Поясняется в трактате Йевамот (62а), что Моше собственноручно разбил скрижали. Когда он спустился с горы Синай, и увидел, что евреи сделали золотого тельца, то пришел к следующему выводу. Закон гласит, что вероотступнику запрещено есть от пасхальной жертвы. Тем более Тора будет запрещена всему народу Израиля из-за того, что они стали поклонятся идолу. Придя к такому выводу, Моше решил разбить скрижали завета.
В мидраше «Шмот Раба» (46:1) также говорится о том, что Моше самостоятельно принял решение разбить скрижали. Дарование Торы было подобно обручению Всевышнего с народом Израиля. Чтобы аннулировать это обручение Моше решил разбить скрижали. Теперь идолопоклонство народа Израиля, пусть и рассматривается как «разврат», однако оно не столь строго, как «измена» замужней женщины.
Комментаторы задаются вопросом: как Моше позволил себе разбить скрижали завета, которые обладали святостью? Ведь сказано в трактате Санедрин (56а), что тот, кто разрезает одно из Имен Всевышнего, нарушает запрет: «Не делайте подобного для Г-спода, Б-га вашего…» (Дварим, 12:4).
Буквы, порхающие в воздухе
Как оказывается, ситуация с разбитыми первыми скрижалями завета не совсем однозначная. В Иерусалимском Талмуде в трактате Таанит (4:5) приводятся три мнения по поводу произошедшего. Мудрецы сомневаются: скрижали упали и разбились сами, или Моше преднамеренно их разбил, или же если Сам Всевышний приказал Моше бросить скрижали наземь.
Разумеется, проблем с попиранием святости скрижалей не возникает в случае, когда они выпали из рук Моше. Тем более, когда он выполнял приказ Всевышнего. Нас интересует лишь ситуация, когда решение принимал Моше, то есть, мнение Вавилонского Талмуда и мидраша, приведенные выше.
Поясняет автор «а-Рокеах», что из-за греха золотого тельца, буквы, которыми были начертаны Десять речений, стали порхать в воздухе. Когда же букв не стало, то и святость скрижалей улетучилась. Поэтому Моше можно было их разбить. А в книге «Мошав Зкейним» добавляют, что Моше старался как можно быстрее добраться до стана Израиля, чтобы остановить служение тельцу. К тому времени на скрижалях уже не оставалось букв, что прекратило действие чуда, и вернуло им естественный немалый вес. Чтобы избавиться от отяжелевших скрижалей, Моше бросил их на землю. А наши мудрецы учат из этого поступка закон, что если человек спешит на спасение других евреев, то может даже бросить свиток Торы, обременяющий его.
Хатам Софер задает еще один вопрос: почему буквы стали порхать не сразу после того, как Всевышний сообщил о золотом тельце, а лишь когда Моше приблизился к стану Израиля? Из приведенных им ответов следует, что поскольку Скрижали были творением Самого Всевышнего, то лишь когда Моше приблизился к месту идолопоклонства, то святость скрижалей стала удалятся под воздействием присутствующей в том месте духовной нечистоты.
Также Хатам Софер поясняет причину того, почему нельзя было оставить скрижали и даровать Тору колену Леви, которое не участвовало в создании тельца.
Весь народ Израиля является одной цельной душой, состоящей из шестисот тысяч отдельных душ. И, как известно, такой емкостью обладала душа Адама. Вся Тора соответствует душам всего народа Израиля. Однако создание золотого тельца нарушило цельность единой еврейской души, которая больше не могла вмещать в себе святость Торы. Именно поэтому сказал Всевышний Моше, что он хочет создать новый народ от него (Дварим, 9:14). Поясняют наши мудрецы (Брахот, 7а), что речь шла о новом народе, численностью не менее шестисот тысяч человек. И это понятно, ведь в среде меньшего количества еврейских душ, например, только с участием колена Леви, Шехина не может присутствовать. А без этого невозможно принятие Торы.
Почему Моше не разбил Скрижали на горе, а сделал это только после того, как приблизился к стану Израиля?
Рав Моше Файнштейн («Игрот Моше», «Йоре Деа», ч. 1, §223), утверждает, что Моше мог разбить скрижали еще на горе, как только Всевышний сообщил ему, что народ согрешил. Но Всевышний не сообщил, что народ настолько радуется, что устроил праздничные танцы и хороводы. Тогда еще Моше надеялся, что при виде его со скрижалями в руках, народ сможет быстро раскаяться. Но, приблизившись к стану, он увидел радость и танцы, и понял, насколько все далеко зашло, и что путь к раскаянию теперь будет нелегким. Чтобы продемонстрировать народу что они потеряли, Моше приблизился к стану и на глазах у всех разбил первые скрижали завета.
Из стихов недельной главы Ки Тиса следует, что сперва Всевышний даровал первые скрижали завета Моше, а о грехе народа ему было сообщено позже. Сперва сказано: «И дал Он Моше, по окончании разговора с ним на горе Синае, две скрижали откровения, скрижали каменные, написанные перстом Б-жьим» (Шмот, 31:18). А позже сказано: «И сказал Г-сподь Моше: ступай, сойди, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской» (Шмот, 32:7).
В Иерусалимском Талмуде (Таанит, 23а) описывается странное противостояние Моше с Творцом.
Скрижали были высотой в шесть тефахов и шириною в три. Всевышний придерживал скрижали за два тефаха сверху, Моше держался за два снизу, и два тефаха оставались посередине. Когда же увидел Всевышний, что народ совершил тот грех, то решил вернуть себе скрижали, выхватив их из рук Моше. Однако Моше не уступил и выхватил скрижали у Всевышнего, о чем намекает стих: «И по руке сильной, и по каждому диву великому, которые совершил Моше пред глазами всего Израиля» (Дварим, 34:12).
Описанное в Иерусалимском Талмуде требует пояснения. Желание Творца вернуть скрижали понятно. Даровав их Моше, Он тут же убедился, что народ Израиля не достоин их, и правы были ангелы, утверждая, что место скрижалей на Небесах. Но зачем Моше нужно было вступать в борьбу за скрижали, если он тут же разбил их на глазах у всего народа? Может быть,6 стремление Моше заполучить скрижали можно объяснить надеждой на получение вторых скрижалей. И своими действиями Моше совершил киньян – акт приобретения, установив тем самым, что место скрижалей – на земле. Вот только после пришлось разбить первые — во имя полного исправления, и теперь есть необходимость в получении вторых.
Подготовил: рав Нахум Шатхин по материалам рава Шмуэля Хаима Домба