рав Моше Лебель — Аазину – Разрывайте свои сердца (иврит)

Дата: | Автор материала: Рав Моше Лебель

1011

Недельная глава

Рав Моше Лебель
Книга: Дварим
Глава: Аазину

Содержание урока:
Шаббат Аазину. Это Шаббат называется еще Шаббат Шува, из-за Афтары, в которой мы прочтем: «Шува – вернись, Израиль, до Б-га, твоего Г-спода!».

В недельном разделе, в песне Аазину сказано так. Написано: «Скала – совершенно деяние Его, ибо все Его пути – справедливость, Б-г надежный и нет неправды, праведен и справедлив Он». На первый взгляд, это непонятно. Что это значит – мы прославляем Вс-вышнего за то, что Он не творит неправды в суде? Как будто человеческому суду можно творить неправду! Разве это прославление Вс-вышнего – сказать, что у Него нет неправды в суде, нет извращения суда? И так ясно, что нет!

Ответ такой. Есть стих в Теилим, который говорит: «Суды Б-га – истина, справедливы вместе». Комментаторы объясняют, что означает «вместе». Когда земной царь выносит приговор, он не принимает в расчет последствий этого приговора: ему не важно, насколько это больно членам семьи. Например, когда человека приговаривают к смерти – в этом есть очень много страдания для тех, кто его окружает. Для его ближнего окружения это очень тяжело. Даже людям из дальнего окружения тоже тяжело об этом слышать – его родственникам, друзьям, и так далее. Царь не принимает в расчет весь этот комплекс проблем, весь комплекс последствий приговора. Он выносит решение суда о том человеке, который провинился – и вот, ему полагается смертная казнь. Но «суды Б-га – истина, справедливы вместе». Вместе – это значит, что Вс-вышний принимает в расчет, что если страдания не полагается даже одному из самых последних, которые услышат об этом – весь приговор отменяется. Это и значит: «Б-г надежный и нет неправды». Нет неправды – это значит, что и последствия суда, приговора суда будут приняты в расчет, любой ущерб, пусть даже самый маленький, который будет причинен самому последнему из друзей этого человека.

Есть еще стих, который говорит так – стих из Йоэля. «Разорвите свои сердца, а не свои одежды, и вернитесь к Б-гу», — говорит пророк. Объясняет Раши: «Разорвите свои сердца – и вам не придется рвать свои одежды из-за траура» Спрашивает рав Хаим Шмулевич, глава ешивы «Мир»: какая связь? Ведь кто разрывает одежды? Разрывают родственники умершего, не он сам. Сам умерший – он умер, и всё. Что же это значит? Как может человек спастись от смерти тем, что другие «разорвут свои сердца, а не одежды»? Какая связь? Одежды разрывают родственники, а он получит смертный приговор! Как он спасется от смерти?

Но согласно нашему объяснению всё понятно. Когда, Б-же упаси, человеку вынесен смертный приговор, и как следствие этого, его близкие должны будут разорвать одежды в знак траура, и эти близкие делают тшуву, — а ведь теперь в их новом положении они не заслуживают того, чтобы им пришлось рвать одежду, — они могут повлиять на приговор того человека, которому на самом деле полагается смертная казнь. В заслугу того, что они делают тшуву, что они разрывают свои сердца, теперь им не придется рвать свои одежды! Поскольку они будут свободны, сделав тшуву, от обязанности порвать свои одежды, поскольку им наказания не полагается, — будет отменен и приговор этого человека. Это и означает: «Разорвите свои сердца, а не свои одежды, и вернитесь к Б-гу». Когда вы разорвете свои сердца, и не будете должны рвать свои одежды, — тогда Я освобожу и этого человека, которому полагается смерть. Ибо «Суды Б-га – истина, справедливы вместе».

В этом и состоит сообщение для нас. Наша тшува, возвращение к Б-гу не только нам несет добро, если мы были должны получить наказание. Тем, что мы раскаиваемся, мы становимся причиной, мы можем отменить приговор и для тех, кто вокруг нас, в нашем ближнем кругу. Теперь людям вокруг нас тоже, в заслугу нашей тшувы, не должно будет прийти, Б-же упаси, наказание – никому из тех, кто нас окружает.

Шаббат шалом! И да удостоимся мы, на самом деле, этого призыва: «Вернись Израиль, до Б-га, твоего Г-спода»!


http://www.beerot.ru/?p=55035