рав Моше Лебель — Бо – Откуда взялись названия месяцев? (иврит)

Дата: | Автор материала: Рав Моше Лебель

1039

 

Откуда взялись названия месяцев?

Недельная глава

Рав Моше Лебель
Книга: Шмот
Глава: Бо

Содержание урока:
На этой неделе – глава Бо. В главе Бо Тора дает нам заповедь относительно идеи установления Рошей-Ходашим, начал месяцев. «Этот месяц для вас – начало месяцев». Как известно, народ Израиля отсчитывает месяцы по своему собственному календарю, и здесь Тора дает нам требующую заповедь считать и отсчитывать месяцы, как мы отсчитываем их до сегодняшнего дня.
Рамбан приводит интересную вещь. «И уже упомянули наши учителя эту идею и сказали: названия месяцев вышли с нами из Вавилона, потому что вначале они не имели названий у нас». В Писании, в Торе у нас нет месяца Нисан, Сиван, Ияр, Таммуз, нет этих названий. В Торе это – первый, второй, третий, четвертый месяц, пятый… Когда началась вся эта идея с названиями месяцев, которые есть у нас сегодня? Со времени, когда народ Израиля вернулся из Вавилона, со времени Второго Храма. И Рамбан говорит так: «Когда мы вернулись из страны Вавилона, мы снова стали называть месяцы так, как они называются в стране Вавилон, чтобы напоминать, что там мы были и оттуда вернул нас благословенный Б-г. Потому что эти названия – Нисан, Ияр и другие, — это персидские названия, и встречаются они только в книгах вавилонских пророков и в свитке Эстер». Поразительно! Действительно, заслуживает удивления – в чем здесь идея? Почему мы пользуемся персидскими названиями, часть из которых – даже названия идолов? Например, месяц Таммуз – это название идола. И мы, народ Израиля, пользуемся до сегодняшнего дня названиями, которых совершенно нет в Торе! В чем здесь идея?
На самом деле, вообще в то время, в эпоху Второго Храма, народ Израиля вообще говорил на арамейском языке. В чем здесь идея? И я видел очень красивое объяснение. Гемара в трактате Юма говорит так. Говорится, что во время Второго Храма недоставало пяти вещей. Одна из них – это Ковчег, Арон а-Кодеш, который был спрятан в дни царя Йошийягу, говорит Гемара. На первый взгляд, «спрятан» значит, что его вообще не было, он скрылся из глаз и как будто пропал, и никто не знал, где он. Но на самом деле это не совсем так. Мишна в трактате Шкалим говорит так. «Вот история про одного коэна, который занимался и увидел, что пол отличается». Он занимался дровами для жертвенника во дворе Храма и заметил некое отличие пола от других мест. Он пошел и сказал товарищу: «Давай посмотрим, что там?». И написано, что они начали копать, и вышла его душа, то есть он умер. И тогда узнали точно, что именно там то место, где спрятан Ковчег. То есть отсюда, из Мишны, мы видим, что они знали, где находится Ковчег, — и, несмотря на это, они им не пользовались. Они не достали Ковчег оттуда, где он был спрятан, они оставили его там. В чем здесь идея?
Я видел, что объясняют так. Народ Израиля ушел в изгнание, Вавилонское Изгнание. После семидесяти лет он возвращается, он строит Второй Храм. Причина, по которой построили Второй Храм, не в том, что народ Израиля достиг уже полного исправления изгнанием, а просто Вс-вышний увидел, что если народ Израиля останется в изгнании еще на сотни, а может быть, тысячи лет, не останется, Б-же упаси, от народа Израиля ничего. И поэтому Вс-вышний вернул их в Землю Израиля, они построили Второй Храм, — но на самом деле присутствовало некое знание о том, что ситуация не идеальная, они по-прежнему в изгнании, хотя у них был Второй Храм. И поэтому они оставили определенные вещи, чтобы помнить, что они по-прежнему в изгнании. Ковчег спрятан, его не извлекли, чтобы помнить, что мы пока еще не достигли «покоя и удела». И поэтому же они пользовались названиями из изгнания. Они пользовались разного рода символами, чтобы помнить и напоминать себе, что мы по-прежнему не получили избавления. И действительно, потом Второй Храм был разрушен – и изгнание продолжается. Но всё это было для того, чтобы вернуть народ Израиля к некоему определенному духовному положению в то время, когда был Второй Храм – и после этого они вернулись в изгнание с неким духовным багажом, который хранил их и хранит нас до сегодняшнего дня. И поэтому многое сохранилось, и мы видим, что действительно, слава Б-гу, несмотря на то, что мы в изгнании, мы по-прежнему помним, помним наш Храм, помним, кто мы такие. И именно все эти вещи, которыми мы до сих пор пользуемся, призваны напоминать нам, что мы все еще не вышли из изгнания. Поэтому мы каждый месяц напоминаем себе: «Да, Рош-Ходеш, — но пока еще не идеальный».
Шаббат шалом! Всего хорошего!


http://www.beerot.ru/?p=60612