рав Моше Лебель — Балак (иврит)

Дата: | Автор материала: Рав Моше Лебель

1209

Недельная глава

Рав Моше Лебель
Книга: Ваикра
Глава: Балак

На этой неделе – недельная глава Балак. Балак… Главный герой в Торе, в этой главе, — это Билам. Билам, который достиг очень высокой степени пророчества. Он был одним из самых великих пророков, которые пророчествовали.

Есть интересная Мишна, в трактате Авот, в пятой главе. Мишна говорит так: «Каждый, в ком есть эти три вещи, — он из учеников нашего праотца Авраама. А три другие вещи – он из учеников злодея-Билама». Что же это за вещи? Речь идет о качествах характера. «Добрый глаз, и низкий дух, и смиренная душа, — из учеников нашего праотца Авраама». То есть это – хорошие качества характера – добрый глаз, низкий дух и смиренная душа. Хорошие качества, которые характеризуют, которые являются моделью того, как выглядит ученик нашего праотца Авраама. «Злой глаз, и высокий дух, то есть гордость, и широкая душа – из учеников злодея-Билама».

И комментаторы задают вопрос: почему первым делом не написано о самом злодее-Биламе? Почему мы должны учиться у учеников Билама или у учеников Авраама? Пусть бы нам рассказали, в чем разница между Биламом и нашим праотцем Авраамом! Ну, и на это дают ответ, такой, классический: что в самом человеке иногда не так уж можно усмотреть – и в злодее, и в праведнике. Бывает часто, что иногда нам все видится так, иногда по-другому – необходимо прояснить глубинные намерения. А когда видно на самом деле, кем был сам человек? Когда видят его учеников, когда видят его плоды. Когда ученики воспринимают от него только плохое, ясно, что и он не был великим праведником. Но когда у учеников есть на самом деле хорошие душевные качества, то, даже если бывает иногда, что вещи кажутся нам трудными для понимания, все равно по плодам мы лучше видим, чем по самому дереву. Это одно объяснение.

Но мне кажется, что можно объяснить это чуть глубже. Известно, что реб Хаим Виталь, ученик Аризаля, объясняет, что идея качеств, хороших черт характера, предшествует Торе. И он задает вопрос: почему в Торе не так уж записана вся эта идея хороших душевных качеств? Есть очень много законов, так много вещей, записанных в Торе, но душевные качества: сколько нужно сердиться? Сколько можно сердиться? Сколько нужно делать? Все то, что связано с чертами характера, — если эти вещи столь важны, почему Тора специально не говорит о них? Почему у Рамбама нет каких-то специальных законов, или в Шульхан Арухе, — пусть бы были там какие-нибудь «Законы качеств характера», или «культуры поведения», сколько нужно делать! Почему Тора не выделяет прямо эти законы, как она дает нам указания во всех областях жизни?

Говорит реб Хаим Виталь: это потому, что качества характера – это сам человек. Человек – это качества характера. Тора дана людям. Когда у человека нет хороших качеств характера, нельзя дать ему Тору. Тора дана человеку, у которого есть хорошие качества характера.
Это, в сущности, основа. Основа человека – это хорошие душевные качества. И можно сказать, что это и есть то, что говорит здесь Мишна. Тот, у кого есть хорошие качества характера – он и пошел учиться у нашего праотца Авраама, это Мишна говорит. Не в том дело, что мы видим следствие – наоборот! Каждый, у кого есть эти три вещи, то есть у него есть хорошие качества характера, — из-за этого он идет к нашему праотцу Аврааму, из-за этого он притягивается к Торе, из-за этого он притягивается к пути нашего праотца Авраама, пути веры и прилепленности к Г-споду, и знания и изучения Торы. А тот, у кого есть плохие душевные качества, — он идет к злодею-Биламу. Ведь и во времена Авраама, и во времена Билама мир, в сущности, был миром тьмы, не было в мире веры, было… И как люди на самом деле могли выбрать, определить, кто Авраам и кто Билам? Ответ в том, что те люди, у которых на самом деле были хорошие качества характера, — это те, кто прилепился к нашему праотцу Аврааму, а те, у кого были плохие качества характера, — это те, кто искал злодея-Билама. Это, может быть, и имеет в виду Мишна из трактата Авот.
Большое спасибо и шаббат шалом!


http://www.beerot.ru/?p=52860