Недельная глава Толдот

Дата: | Автор материала: Рав Моше Лебель

920

 

Недельная глава

Рав Моше Лебель
Книга: Берешит
Глава: Толдот

На этой неделе – глава Толдот, глава о продаже, о том, что Эсав продал первородство, права первенца, Яакову. В Мидраше написано так. «Нимрод, — говорит Мидраш, — забрал одежду, «притягательные одежды», красивую одежду Первого Человека, а Эсав отнял эту одежду у Нимрода, и Нимрод гнался за Эсавом, чтобы убить его. И как раз об этом сказал Эсав Яакову: «Вот, я иду на смерть, и зачем это мне первородство?»».

То есть здесь сказано, почему Эсав чувствовал, что идет на смерть – из-за этой истории с одеждой. Какая связь? Какая связь между одеждой и историей с продажей Эсавом первородства Яакову?

В Йерушалми сказано, что эта одежда, которую Нимрод забрал у Первого Человека, — это была одежда первосвященника. Другими словами, эта одежда принадлежала тому, у кого было право служить в Храме. Как известно, в Храме до того, как появилось колено Леви, служили первенцы. Они служили, они приносили жертвы, они были коэнами в это время.

И если так, — сказано в Йерушалми, — то в продажу права служения в качестве первосвященника входили и «притягательные одежды». То есть это все было вместе. Когда Эсав продал Яакову первородство, одежда тоже автоматически перешла к Яакову.

И есть Мидраш, он говорит так. Яаков говорит Йосефу, когда передает наследство его сыновьям, когда благословляет его сыновей: «Я же дал тебе один «шхем» сверх твоих братьев, который я забрал из руки эморейца своим мечом и своим луком». Что такое «шхем»? Раши объясняет, что «шхем» — это доля. То есть Йосеф получил некую дополнительную долю. Йосеф получил первородство, сказано, что Яаков отдал Йосефу долю первенца и одежду Первого Человека, «которую я получил – от кого? – из руки эморейца». А кто это – эмореец? Это Эсав, который ведет себя, как эмореец. «Своим мечом и своим луком» — это заповеди и добрые дела. В заслугу моих заповедей и добрых дел я получил это наследство, которое называется «первородство» и включает также одежду первосвященника, — и сейчас я передаю это тебе сверх того, что получили твои братья. То есть ты будешь первенцем, ты будешь значительнее их.

Что имеется в виду? Согласно Йерушалми, это понятно. «Притягательные одежды» — это одежда первосвященника. Поэтому, когда Эсав передал первородство Яакову, он передал ему и права первосвященника.

И, по-видимому, про это здесь и был спор. Когда Яаков решил забрать у Эсава первородство – это был не просто спор о том, кто получит большую долю наследства. Яаков хотел стать и первосвященником: он получит первородство, и он же получит право приносить жертвы.

Но идея здесь даже еще немного глубже. На самом деле, сказано у ахройним – так говорит рав из Бриска, — что на самом деле спор между Яаковом и Эсавом был о том, кто достоин называться «потомством Авраама». Действительно, в стихе сказано: «Ибо в Ицхаке будет названо тебе потомство». Не сказано: «Ицхак будет назван» — только часть Ицхака. И пока еще не определилось, кто же – эта часть? Может быть, это будут потомки Эсава. И когда же было определено, кто на самом деле удостоился продолжить ту часть, о которой Тора сказала: «Ибо в Ицхаке будет названо тебе потомство», то, что станет продолжением Авраама?
Рамбам в Законах Царей говорит так: «Основа того, что Яаков был избран, чтобы называться потомством Авраама, а не Эсав, — потому что считается происходящим от Авраама, считается потомком Авраама только тот, кто идет по его прямому пути. И Яаков – это тот, кто шел по его прямому пути». И если так, то это главное, что продал Эсав Яакову, и это и было у них предметом обсуждения. Эсав продал Яакову не просто первородство. Продано было то, кто именно достоин называться потомством Авраама, кто будет тем, кто продолжит народ Израиля. Авраам, — это начало народа Израиля, и тот, кто продолжает Авраама, — он продолжает и народ Израиля, продолжает само существование мира. Этого Яаков хотел! И поэтому он хотел получить и эту одежду.

И об этом, по-видимому, говорит и Мидраш. Эсав отнял эту одежду у Нимрода – эту одежду, «притягательные одежды», которая была, как уже сказано, одеждой первосвященника, — и Нимрод гнался за Эсавом, чтобы убить его, — и поэтому сказано: «Вот, я иду на смерть, и зачем это мне первородство?». В сущности, Эсав сказал: «Я иду на смерть, у меня заберут эту одежду, а если у меня заберут эту одежду, мне и первородство не нужно, потому что тогда я в любом случае не смогу приносить жертвы в одежде первосвященника, потому что у меня ее не будет, потому что Нимрод хочет ее забрать», — и поэтому он сказал: «Зачем мне первородство?» — и поэтому он продал первородство Яакову.
Спасибо, и шаббат шалом!


http://www.beerot.ru/?p=77007