рав Моше Лебель — Шофтим – Взятка ослепляет глаза мудрецов (иврит)

Дата: | Автор материала: Рав Моше Лебель

979

Недельная глава

Рав Моше Лебель
Книга: Дварим
Глава: Шофтим

Содержание урока:
Глава – Шофтим: «Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех твоих воротах». И Тора заповедует нам в известном и знаменитом стихе: «Не склоняй суда, не лицеприятствуй и не бери взятки, ибо взятка ослепляет глаза мудрецов и извращает слова праведников». Судье, который судит, запрещено брать взятку, брать деньги от одного из судящихся. Кажется очевидным: взятка ослепляет глаза мудрецов. Когда судья берет взятку, он становится субъективным, он естественным образом склоняется к желаниям того, кто дал ему деньги.

Но это странно! Неужели мудрец – а мы ведь говорим о судье, о человеке, который мудр, выучил всю Тору, учил Хошен Мишпат многие годы, человеке, возвышенном над всем, над любыми пристрастиями, — только потому, что ему дали немножко денег, сейчас склонит суд и вынесет неправильное решение?

И более того. Мы ведь знаем, что человек может выносить приговоры для себя лично. Раввин может вынести постановление для себя! Например: если шохет зарезал животное, свое собственное, и возник вопрос, связанный с денежным убытком или прибылью, — он может вынести постановление для себя, он может так вот просто взять и объявить это животное кошерным! Как это может быть? Как человек может вынести решение для себя? И еще множество разных вещей, в которых мы говорим, что человек лично заинтересован в определенном исходе – как можно [ему решать самому]?

И более того. Иногда бывает, что судья может судить – это бывает по-разному, в Шульхан Арухе написано, [как именно] — своего врага или своего друга. Даже своего врага (только если они три дня не разговаривали – там есть разные ограничения), — но мы видим, что этот запрет не абсолютный, что нет такого общего правила, что если у тебя есть хоть какая-то слабая сторонняя заинтересованность в приговоре, ты уже не можешь судить. Есть виды личной заинтересованности, которые так и называются, то есть мы прямо говорим, что человек пристрастен, — и, тем не менее, Тора не запретила ему решать! Что же такого особенного во взятке?

И говорит Хазон Иш потрясающую вещь. Взятка, говорит он, — это «правило Торы», у этого запрета нет обоснования. Вы знаете, что в Торе есть «правила», а есть «законы». «Правила» — это заповеди, лишенные логики. Просто «правило», как шаатнез, как [заповедь] «Рыжей коровы», которая называется «правилом», потому что у нее нет смысла.

Говорит Хазон Иш: и взятка, которая «ослепляет глаза мудрецов», — на самом деле, это нельзя понять. Это «правило». Но это «правило», после того, как Вс-вышний установил, что взятка будет ослеплять глаза мудрецов, [действует в реальном мире]… Есть Зоар, в Зоаре сказано: «Он смотрел в Тору и творил мир». Это значит, что Вс-вышний сотворил природу сердца человека такой, что, когда он берет взятку, он на самом деле склоняется к одному из судящихся, к тому, кто дал ему взятку. Это относится только ко взятке, потому что там Тора хотела, чтобы не брали взяток, и устроила нашу природу таким образом, что когда мы берем взятку, – все! Мы субъективны, мы не можем судить. В других случаях нет такой идеи – сказать о судье, что он лично заинтересован в исходе дела. «А, он постановил так, потому что что-то увидел, потому что тот улыбнулся ему, потому что он сделался его другом, знаком с ним откуда-то..». Нам запрещено такое говорить. Когда человек такое говорит, он как будто отрицает мудрость, отрицает Тору. Когда он говорит, что мудрецы подкуплены, что они субъективны, что они выносят неправильные постановления, поскольку у них есть всякого рода личная заинтересованность, — это запрещено. Почему же тогда сказано в Торе «ибо взятка ослепляет глаза мудрецов»? Говорит Хазон Иш: а вот это – особый случай. Это исключение. Правило состоит в том, что мудрец, если он выучил много Торы, выше всего. Он выше любой личной заинтересованности, он может выносить постановление для себя, может выносить постановление даже для своих друзей, которые приходят к нему на суд… Мы не осмелимся сказать: «А, такой-то – его друг, такой-то подмигнул ему, сделал ему так-то, и так далее».

Это – святая Тора. Человек таки может подняться над личной заинтересованностью. И только в отношении взятки – это, действительно, особый закон. Удивительное открытие, которое сделал Хазон Иш в своей книге «Вера и упование».


http://www.beerot.ru/?p=54392