Внутреннее содержание Дня Победы 9 мая

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

3266

Я живу в Германии. Мы 9 мая всегда ходим на мемориал и возлагаем цветы Советским солдатам. 9 мая в этом году выпало на субботу, и мы не знаем, что делать. Помогите советом.

Леонид, Коттбус, Германия


Уважаемый Леонид!

Мне кажется, что в каждом предмете нужно постараться понять его внутреннее содержание, а не ограничиваться его поверхностными аспектами. Поясню, что я имею в виду под этим высказыванием.

Фельдмаршал Кейтель действительно подписал капитуляцию Германии поздно вечером 8‑го мая, и день 9-го мая стал Днем победы. Нет никаких сомнений, что для тех, кто прошел или пережил войну, этот день стал одновременно днем величайшей радости, связанной с окончанием страшной войны, и величайшей скорби из-за чудовищных трагедий, которые принесла та война. Это особенно верно в отношении нас, евреев.

Я не сомневаюсь, что, как потомки участников войны, жертв концлагерей, тех, кто самоотверженно боролся с гитлеризмом в тылу, мы обязаны помнить этот день. Тем не менее нужно сказать, что этот день не был переломным или решающим моментом борьбы против фашистов. Известно, что бои продолжались и после 9 мая, так как некоторые части германской армии не приняли капитуляцию и продолжали сражаться. Многие тысячи узников концлагерей умерли после Дня победы. Поэтому 9 мая – это всего лишь символ победы, которая досталась ценой неимоверных жертв и страданий.

Нельзя забывать и о более глубоком значении происходящего. Едва ли не основной целью Гитлера (да сотрется имя злодея!) было уничтожение еврейского народа. Уничтожение еврейской религии было особенно важно для диктатора. Известно, что нацисты особенно изощренно издевались над людьми в типичной еврейской одежде, над евреями, облаченными в талит и тфилин. Поэтому тот факт, что еврейский народ продолжает существовать – это одно из важнейших свидетельств провала Гитлера и победы над ним. Тем более это верно в отношении тех евреев, у которых, несмотря на все трагедии, которые постигли еврейский народ в те годы, осталось еврейское самосознание, и которые продолжали соблюдать то, что заповедовала Тора (ненавидимая всеми антисемитами, в том числе нацистами). Поэтому я считаю, что, выполнив заповедь Торы и не нарушив Шаббат, вы окажете наибольший почет советским солдатам. Кроме того, можно почтить память солдат, не нарушив Шаббат, например, произнести Теилим за возвышения их души.

С уважением, рав Берл Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=13848