Надоело ваше религиозное засилье!

Дата: | Автор материала: Рав Ашер Кушнир

5442
религиозное засилье

Вы, ортодоксы, пытаетесь превратить государство Израиль — в галут… Я — за еврейское государство, но не галутное! Почему вы диктуете нам, как жить? Надоело ваше религиозное засилье!

А решение этой проблемы простое: необходимо отделить религию от государства!

М.


Это снова подмена понятий. Не «засилье», а «статус кво». Мы обращаемся к людям рациональным, которые стремятся понять ситуацию, а для этого необходимо чуть-чуть углубиться в историю.

В 1947 году в ООН должно было произойти обсуждение законов, на основе которых будет построено еврейское государство. Для этого на переговоры выехала делегация из представителей множества течений. Перед выездом им необходимо было договориться между собой об общем своде требований. Тогда и были приняты положения, регулирующие взаимоотношения религии и государства. Поскольку они в общем-то отражали уже существовавшее положение вещей, поэтому были названы «статус кво».

«Статус кво» включал в себя четыре пункта.
  1. Шаббат. Государственный день отдыха будет в субботу, а не в воскресенье. И никакие государственные учреждения и предприятия, включая транспорт, в этот день работать не будут.
  2. Кашрут. Во всех государственных учреждениях, включая армию, будет возможность получать кошерную еду.
  3. Бракосочетания и разводы. Чтобы не образовалось «два народа», все семейные отношения будут регулироваться еврейским законом.
  4. Система образования. Будет предоставлена полная автономия системе обучения каждого из течений.

После провозглашения независимости практически светский Кнессет и антирелигиозное правительство во главе с Бен Гурионом — все проголосовали и поддержали «статус кво». Вы спросите, как такое могло произойти? Скорее всего, из-за понимания абсурдности ситуации и чувства стыда. У тех людей все еще был стыд.

Абсурд в том, что если евреи отстаивают свое право на поселение именно на своей исторической родине с названием «Израиль», а не в Уганде, то как же можно построить еврейское государство, лишённое каких-либо исторических признаков еврейства? Это абсурд.

С другой стороны, присутствовал и стыд. Из-за чего? Когда пришлось доказывать в ООН другим народам свое право на создание государства, чем размахивали его основатели? Полным собранием сочинений Маркса и Энгельса? Они размахивали Танахом и кричали: «Это земля наших праотцов!» «У нас неразрывная связь с прошлым», и… всех убедили! И вот, довольные, возвращаются домой, первым делом – отправляют Танах в урну… И вдруг представили, что приедет представитель ООН и спросит: а где ваша связь с прошлым? Будет стыдно…

Вот и пришлось установить государственные законы, которые несут признаки еврейского государства. Флаг – с маген-давидом, и чтобы он напоминал собой талит. Некие внешние признаки – суббота, кашрут…

Со временем причины принятия этих законов были забыты, а осталась только то, что получило название «религиозное засилье», хотя в сущности это «статус кво».

Эта тема на самом деле очень больная, и, с Вашего позволения, мне бы хотелось ее немного расширить.

Тому, кто получает представление о происходящем в Израиле только из телевидения и из газет, может показаться, что насилие в Израиле происходит исключительно в одной области – в религии. А во всех остальных областях – полная свобода воли!

Но разве это так?

В любом обществе, в демократическом государстве происходят столкновения полярных мнений, различных интересов. И чтобы государство функционировало, необходимо установить законы, принятые всеми гражданами. Их устанавливают по принципу большинства и, соответственно, вопреки мнению меньшинства. То есть любой закон, по сути, является насилием над кем-то. От любого закона кто-то неизбежно «пострадает»… Это та цена, которую мы платим за демократический образ жизни.

«Насилие» присутствует всегда – мы выбираем одну партию, а к власти приходит другая… Мы хотим знать, что происходит в мире, а нам навязывает свое мнение по любому поводу небольшая группка людей, контролирующих средства массовой информации… Кто-то хочет построить дом – а государство не разрешает, на этом месте будет проходить магистраль…

Более того, те вещи, в которых сами граждане должны быть заинтересованы, – тоже навязываются им насильно. Например, вряд ли кто-нибудь платил бы налоги, если бы это было делом добровольным. Или штрафы за нарушение правил дорожного движения. Зачем человека заставляют пристегнуться ремнем, находясь внутри своей собственной машины? То есть любой закон в чем-то ограничивает свободу личности.

В этом смысле законы о «статус кво» ничем не отличаются от других.

Это государственные законы, принятые в Кнессете большинством голосов! Т. е., большинством народа. Кроме того надо учитывать, что по многолетней статистике количество израильтян, определяющих себя как близких к еврейской традиции, больше, чем тех, кто определяет себя как полностью светских людей! Это реальность.

Получается, что вся наша жизнь полна «насилия» со стороны государственных законов. Но из этого никто не раздувает трагедию! Это воспринимается как вынужденный компромисс. Только об одном «насилии» – еврейская жизнь для евреев, в еврейском государстве, – вы услышите снова и снова! Это и есть тот самый антисемитизм.

 Не проще ли отделить религию от государства?

Действительно, если взглянуть на этот вопрос с индивидуальной точки зрения, то это безусловно выгодно, в первую очередь, самим религиозным! Никто не жаждет быть вечно оплеванным и добровольно сам себе проблем не ищет. Так было бы и проще и спокойнее. Будем совершенно независимы от государственного вмешательства, каждый спокойно занимается Торой, растит свою семью… Не нужно тратить время и душевную энергию на эти протесты, борьбу…

Почему же мы не отделяемся? Ответ: на то есть одна-единственная причина. Это наша общенародная, общенациональная ответственность.

Тора повелевает в данной ситуации предпочесть общественный интерес – личному. Тут нам снова придется немного углубиться: в Торе, в главе Ницавим, а также в книге Йеошуа описывается один из центральных моментов становления нас как народа. Это произошло сразу после того, как Йеошуа бин Нун переводит еврейский народ через реку Ярден. И там, между горой Эйваль и горой Гризим, около Шхема, был заключен союз между всеми коленами Израиля. Шесть колен стояло на горе Эйваль, шесть колен – напротив, на горе Гризим, а колено Леви между ними… И там, слово за словом, они поклялись друг другу во взаимной ответственности и поручительстве друг за друга. Там мы превратились в единый народ.

И теперь на веки вечные все евреи связаны, как единый организм. И это стало духовным законом.

Именно по этой причине, если одному еврею плохо, его преследуют где-то, в любой точке мира, то все остальные за него переживают и пытаются ему помочь. А с другой стороны, верно и обратное – если один еврей провинился, то бьют всех нас, все евреи виноваты!

Где вы еще такое видели? Предположим, где-нибудь поймают итальянца, совершившего что-то в Америке… Вы же не слышите, что вся Италия возмущается этим, или что в Америке начинают из-за этого преследовать всех итальянцев… Почему же у нас это так происходит?! Потому что мы все связаны, мы все аревим зе ла-зе, ответственны друг за друга.

Поэтому у нас есть и «Закон о возвращении», которого нет ни в каком другом месте мира… Хотим мы этого или нет, но у нас есть общая судьба – со своими преимуществами и недостатками, своими правами и обязанностями.

Как в известной притче, когда на лодке плывет группа людей, и среди них – подросток, которому родители недавно подарили настоящую ручную дрель. И вот ему просто не терпится испробовать ее в действии, и он начинает тихонечко сверлить дырку в днище лодки… А на возмущенные крики: «Ты что, мы же все утонем!» – отвечает: «А какое вам дело, я же под своим сиденьем сверлю!»

Так и у нас. Мы не можем оставаться равнодушными к поведению того или иного еврея, мы все – в одной лодке, мы – единый организм!

Я слышал, что как-то спросили одного большого раввина, есть ли граница борьбы за кашрут, за субботу, за еврейскую семью… На что он ответил: да, есть. Если вас окончательно грубо отвергнут, то оставьте их в покое… Но только потом – чтобы никто не приходил с претензией, что народ раскололся на две части! Мы продолжим наше национальное существование, как история и свидетельствует, а они – нет. Вот это все и объясняет.

То, что тут называется «религиозное засилье», это, на самом деле, последняя отчаянная попытка не дать нашим дорогим еврейским братьям и сестрам потерять последние ниточки связи с еврейством!

Образно говоря, даже если маленький скучающий Мишка будет брыкаться, что он не хочет кошерного, – мы будем бегать за ним с ложечкой! Чтобы ни он, ни его будущие дети не оторвались от единого организма и не потеряли связь с еврейским народом.

http://www.beerot.ru/?p=50084