Мне непонятно, как, освободившись от рабства египетского, 40 лет блуждая по пустыне, чтобы умер последний родившийся в рабстве… Как мой народ снова оказался в рабстве духовном в период второй мировой войны, когда практически безропотно, за исключением редких случаев (варшавского гетто, например) шёл на убиение???
Игорь
С Б-жьей помощью
Уважаемый Игорь!
Вы задали принципиальный и тяжелый вопрос! Позвольте мне, как еврей еврею, ответить вопросами на вопрос. Как возможно после 10 египетских казней, перехода через море по суше, после чуда мана и колодца Мирьям, после получения Торы на горе Синай – сделать золотого тельца? Как можно после 40 лет в пустыне, видя Б-жественное провидение, поклоняться после этого идолам на Святой земле, до строительства Храма, и после строительства Храма – до его разрушения? Более того, как можно, видя вечность нашего народа, предсказанную в Торе, и вечность нашей Торы (а в нашем поколении мы видим еще и исполнение пророчества о возвращении нашего народа на Святую Землю), как можно остаться неверующим и отрекаться от наших Святых Книг (как известно, один из русских религиозных философов изначально был марксистом, однако, видя несоответствующую диалектическому материализму историю нашего народа, отверг эту абсолютную ложь), провозглашать само-уверенность – веру в собственную силу, в нашу армию и флот и т.п.?
Вначале отвечу на свои вопросы. Всевышний дал каждому поколению, каждому из нас, свободу выбора. Более того, тот, кто более велик в Торе и праведности – его дурное начало тоже больше, чем у других, чтобы оставить ему свободу выбора. Величие праведников в том, что они побороли в себе и подчинили добру собственное великое дурное начало. Однако если не выдержали испытания, если выбрали зло – есть правило, что грех влечет грех, и если человек не просыпается и не начинает бороться с собственным дурным началом – он падает низко и становится его полноценным рабом, называет Берлин Иерусалимом, свято верит в Капитал Маркса, в «избранный народ» пролетариат и т.п.
Хочу подчеркнуть, что именно в силу полученных нашим народом от праотцов особых достоинств, именно в силу того, что Всевышний раскрыл Себя при выходе из Египта и особенно – при даровании Торы, Всевышний гораздо больше испытывает наш народ и именно эти испытания поднимают тех, кто их выдержал, на не представимую ими самими духовную высоту. Так, именно преследования религии в Росси подняли на высочайший уровень гиганта духа, нашего учителя рава Ицхака Зильбера зц»л.
В отношении Вашего вопроса. Нужно быть очень осторожным и не судить наш народ. Во время Катастрофы многие сотни тысяч остались евреями, верующими и самоотверженно исполняющими Тору – и в гетто, и в лагерях принимая на себя бремя Царства Всевышнего и понимая, что не физическое спасение является самым важным, а истинная вера и преданность Торе Всевышнего, тем самым они освятили Имя Всевышнего, и поднялись на высочайший духовный уровень.
Однако насколько мне известно из истории Катастрофы, Вашему вопросу да есть место. Попытаюсь на него ответить с Б-жьей помощью, в меру моего понимания. Наш народ в период перед Катастрофой пережил тяжкую духовную катастрофу отхода от веры и Торы. Источником этого была, в первую очередь, Германия. Там началась реформа иудаизма (что является по сути полным отрицанием его), наш народ преклонился перед всевозможными -измами, которые обещали Рай на земле и т.п.
Наши великие мудрецы, пережившие Катастрофу, говорили о ней страшные вещи: народ Израиля в Европе в целом был приговорен к смерти (кроме меньшинства). В силу этого приговора у них и не было духа сделать что-то для своего спасения…
Наши мудрецы говорили, что Катастрофа была тяжким проявлением особой формы правления Творца, которая называется «эстер паним» - Сокрытие Лика Творца. Это особый вид правления, когда с внешней стороны все выглядит как будто Всевышний оставил землю и не правит творениями по справедливому суду. Этой темой основательно и глубоко занимается книга Рамхаля Даат Твунот (есть в русском переводе). У этого вида правления есть разные проявления, но одно общее свойство их – не видно разницы между праведниками и злодеями, может быть всем хорошо или всем плохо.
Этот образ правления является для нас тяжким испытанием – прокрадывается в наши сердца вопрос: «а где же справедливый суд и праведный Судья?». Святая книга Зоар пишет, что именно таким будет Высшее правление в период перед приходом Машиаха (все это приведено в Даат Твунот). Это касается внешнего проявления Высшего правления. Однако, что касается внутренней скрытой от нас линии правления – Всевышний ведет все Творение к общему и цельному исправлению, и не только к общему, но и каждого индивидуума в отдельности. Во время Катастрофы тяжко страдали и мученически умирали все – и праведники, и преступники. Однако смерть всех их – даже преступников – удостоила Мира Грядущего, жизни в вечности. Приводит Святая Книга Зоар, о достоинстве и вознаграждении еврея, погибшего от рук нечестивцев потому, что он еврей – это искупление охватывает всех, погибших из-за того, что они евреи!
Сама Катастрофа не была таким уж сокрытием Лика Творца. Из-за страшного разложения еврейской жизни перед Катастрофой ее предвидели наши величайшие мудрецы, Хафец Хаим и рав Симха Меир из Двинска, еще до прихода Гитлера к власти. Физической Катастрофе предшествовала духовная – отход большой части нашего народа от Торы и веры. О наказании за это Всевышний предупредил и предостерег нас, в частности, в проклятиях недельных глав Ки Таво и Ницавим в книге Дварим (начиная с 28:15 и далее).
Когда я был еще в начале пути возвращения к духовному богатству нашего народа, чтение этих глав меня очень укрепило, я увидел в них то, что исполнилось воочию в течение еврейской истории. Сокрытием Лика Творца было то, что Катастрофа поразила и преступников, и праведников.
Однако, мы евреи, наши души были на горе Синай, мы знаем, что все, что делает Всевышний – к лучшему, как для народа в целом, так и для каждого из нас в отдельности. Величие, которого удостоился наш народ во время Катастрофы, невозможно оценить и даже представить себе. О величии тех, кто погибли в Катастрофе или пережили все страдания ее (а это было гораздо тяжелее, чем смерть), не поколебавшись в вере и самоотверженно стараясь исполнить заповеди Всевышнего, могу сказать словами Даат Твунот: «Геула (полное избавление) придет их заслугами!»
Мы видим только, как гиганты духа, пережившие Катастрофу, заново основали еврейский народ, со всеми его общинами, ешивами и т.д.
Всевышний отомстит всем исчадиям ада, проливавшим кровь нашего народа (это нам обещано в Торе) – это возмездие будет частью раскрытия абсолютной власти и единства Творца, всесильной власти, которая никогда не прекращалась, хоть и была скрытой, о которой мы говорим «а-Шем - мелех», Г-сподь – царь (царствующий всегда).
Я не сомневаюсь, что восстановление истинной еврейской жизни, и на Святой Земле, и в Диаспоре – это во многом в силу освящения Имени Творца во время Катастрофы. А нам чрезвычайно важно извлечь уроки из видимых нам причин Катастрофы и стараться исправлять себя и весь наш народ.
Желаю Вам и всему нашему народу, да и всему человечеству, прихода Машиаха, восстановления царства Давида и полного обращения зла в добро, как мы просим в молитвах Рош а-Шана и Йом Кипура, чтобы «все зло как туман исчезло».
С уважением, Игаль Полищук