Почему раввины молчат, что посещение могил — языческий обряд?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1612
языческий обряд

Уважаемый Рав Игаль!

Услышал Ваше непростое выступление-размышление, размещенное на ю-тубе, о трагедии на Лаг ба-Омер… Если это возможно, то прошу ответить или прояснить некоторые моменты из него. Первый вопрос — риторический — о важности посещения могил и свободе выбора: посещать и праздновать ли на могилах? — и на него можно не отвечать, тем более, что мы знаем уже ответ на Примере Смерти и Могилы Моше-Рабейну (и пусть пример его ухода и захоронения будет ответом на этот вопрос).

Может, этот пример, как Вы выражаетесь, не тихой смерти от болезни, аварии и т.д., а вот такой мучительно-жертвенной, на виду у мира, может это Основание прекратить это многотысячное плясанье-пение? Может, для веселья карнавального Пурима достаточно? Где возможное Прозрение наших Наставников и Учителей и Указание на то, что посещение могил — это нееврейская традиция и обычай вообще?

С уважением, Пинхас Либуркин


С Б-жьей помощью!

Уважаемый г-н Либуркин!

Во-первых, посещение могил праведников и молитвы на них – старый проверенный еврейский обычай (безусловно, не взывая к умершим!, что категорически запрещено Торой) и ни в коем случае не заимствовано у язычников. Источник этого – Письменная Тора и Устная Тора. Уже при выходе из Египта праведный разведчик Калев бен Йефунэ пошел молиться на могилы праотцов, чтобы спастись от заговора его неправедных соратников (см. в книге Бемидбар, глава Шлах леха 13:22, в комментарии Раши).

У этого есть глубокий смысл: наши молитвы – это не «обряды» и «ритуалы», это обращения к Всевышнему со всеми нашими просьбами.

И наши мудрецы, несущие нам Слово б-га, открыли нам, что места Б-жественного присутствия – это, в первую очередь, Храм в Иерусалиме до его разрушения, а также «малые храмы», т.е. синагоги, являются местом присутствия Шехины Всевышнего и поэтому предпочтительно молиться там. Подобный же смысл – и у молитвы на могилах праведников. Души больших праведников и при жизни и после смерти прилеплены к Шехине, при этом нижние уровни души продолжают пребывать с телом и после смерти, а вместе с ними и некоторый уровень Шехины, а в день йорцайта (годовщины смерти) спускаются к телу и более высокие уровни души, а вместе с ними и Б-жественное присутствие, поэтому молитвы в этот день на могиле праведника имеют особый вес.

Это, в частности, относится к молитвам в Лаг баОмер у могилы великого раби Шимона бар Йохая.

Более того, наш великий учитель рав Ицхак Зэев Соловейчик из Бриска, да будет благословенна память о праведнике, который не поощрял поездки на Мерон в Лаг баОмер, во время своей последней болезни просил своих близких поехать помолиться за его здоровье именно на Мероне на могиле раби Шимона бар Йохая. Среди поехавших были наши великие учителя рав Шах и рав Штейнман.

Что касается традиций Лаг баОмера на Мероне.

Великие мудрецы и наставники литовских ешив, да и великие мудрецы Торы Иерусалима (не хасиды и не сефарды), не поощряют массовые поездки на Мерон в Лаг баОмер, более того, скажу Вам откровенно, хотя я неоднократно молился на Мероне и действительно в этом месте есть особая святость и молиться там очень хорошо, но ни разу не ездил туда в Лаг баОмер. Потому что изучение Торы в этот день для нас гораздо более важно. Как сказал наш учитель глава Ешивы рав Гершон Эдельштейн за день до трагедии на Мероне, мы отмечаем йорцайт раби Шимона изучением Торы.

Однако необходимо хорошо понимать, что радость, костры и пляски на Мероне – это старейшие обычаи, установленные величайшими знатоками Каббалы.

Великий Аризаль радовался и веселился на Мероне! Они не являются обязательными для всех, но и о них сказано: «обычай народа Израиля — это Тора». Более того, я хорошо понимаю, что именно люди ищут на Мероне в Лаг баОмер – есть там радостное ощущение единства народа Израиля из всех его общин, а также великая радость Торы, радость раскрытия глубочайших секретов Торы именно в день смерти раби Шимона бар Йохая.

Что же касается прозрения… Простым людям вроде нас с Вами подобает молиться о собственном прозрении в постижении Торы, о собственном исправлении, и искать путей учиться у наших мудрецов, а не пытаться их наставлять и заботиться об их «прозрении». Тора называет наших мудрецов «глазами общины». Очень советую внимательно прочесть 1 главу Пиркей Авот.

Великие мудрецы и праведники поколения восприняли трагедию на Мироне с огромной болью и безусловно они обдумывают, пытаются понять и просят у Всевышнего даровать им постижение смысла того, что произошло, и что сказать, как поддержать наш народ. Народ Израиля ожидает, что они скажут.

Желаю Вам удостоиться всего наилучшего!

Игаль Полищук

http://www.beerot.ru/?p=71192