Нравы и обычаи в еврейской общине западной Европы в 15-16 веке

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1241
нравы и обычаи

Вопрос про нравы и обычаи в еврейской общине западной Европы в 15-16 веке. Мне бы хотелось получить консультацию по упомянутому вопросу, а конкретно: как могли бы познакомиться парень, прибывший, скажем в Антверпен из Испании, с девушкой, живущей там? Могла ли девушка ухаживать за парнем в случае его болезни? Могла ли девушка быть в общине нечто вроде знахарки?

Буду признателен за ответ в любой форме или ссылку на источник в литературе.

Спасибо, Михаил.


Уважаемый Михаил!

К сожалению, в организации Беерот Ицхак нет профессионального историка, который мог бы квалифицированно ответить на Ваш вопрос. Однако, поделюсь с Вами некоторыми своими соображениями.

Только после того, как Наполеон в конце XVIII века дал евреям равные права, в Западной Европе начался процесс отхода некоторых, а потом — многих, евреев от соблюдения законов Торы. До этого все евреи, почти без исключений, соблюдали еврейские законы и традиции. Эти законы и традиции также лежали в основе жизни еврейских общин, во главе которых стояли раввины, следящие за их соблюдением. Люди, не желающие подчиняться законам общины, были вынуждены общину покинуть.

Насколько мне известно, в те времена даже в неевреском обществе отношения между полами были близки к тому, что практикуется сегодня только в самых строгих религиозных общинах — парни и девушки  держались на почтительном расстоянии друг от друга, и почти не имели возможности контактировать между собой.

В приличном обществе браки заключались по договору между родителями молодых; молодой человек встречался со своей будущей женой или незадолго до свадьбы, или только на самой свадьбе.

 Думаю, что еврейские общины относились к этим вопросам ещё более строго.

Никаких контактов между одинокими молодыми парнями и девушками как правило не было. Браки заключались родителями или опекунами детей, и их женили между собой в раннем возрасте.

Даже сегодня в религиозном еврейском обществе почти единственный контакт между полами — это контакт между мужем и женой, или между братьями и сёстрами.

Хотя браки и не заключаются родителями, молодые парни встречаются с девушками только для того, чтобы найти себе пару для создания семьи. Даже после помолвки, общение между женихом и невестой минимальное. Близкие отношения начинаются только после свадьбы.

Исходя из этого, я предполагаю, что если одинокий парень, сбежавший в Антверпен от испанской инквизиции, хотел жениться, он наверное должен был бы обратиться к раввину антверпенской общины с просьбой найти ему подходящую девушку.

Возможно, раввин направил бы его к профессиональной свахе, если такие имелись. В любом случае, любое знакомство с девушкой могло происходить только в контексте поиска пары для брака. Если были встречи, они скорее всего происходили в доме у её родителей, и под их присмотром. Думаю, что ни о каком ухаживании незамужней девушки за одиноким парнем не могло быть и речи.

Но, ещё раз повторяю, что я не историк. Возможно что и в те времена были также общины с более свободными нравами.

С уважением,

Берл Набутовский

P.S.: Раз уж мы начали говорить об отношениях между полами, хотелось бы добавить следующее.

Когда человек, выросший в современном светском обществе, узнаёт, что до сих пор есть общины, в которых мужчины и женщины знакомятся не случайным образом, а только через родителей, знакомых или свах; в котором парень и девушка начинают жить вместе только после свадьбы; в котором абсолютное большинство детей растёт в доме с обоими родителями, состоящими в законном браке, это вызывает негодование и шок.

Как можно накладывать на современных людей такие строгие ограничения?! Разве мы живём в средневековье?

В ответ на этот вопрос можно было бы написать целую книгу или даже несколько книг. Содержание этой серии было бы достаточно удручающим: разводы, измены, венерические заболевания, извращения, дети, растущие без родителей, девушки, мечтающие создать семью, но не могущие найти хоть сколько-нибудь серьёзного парня. Община, в которой отношения между полами строго регламентированы, избегает львиной доли социальных проблем, характерных для современного светского общества, и выращивает здоровых телом и духом детей.

Но правила поведения имеют и более глобальное значение.

Многие известные авторы (например, Эдвард Гиббон, автор известнейшей книги по истории Римской империи) писали, что свободные отношения между полами ведут общество к упадку, и в конце концов разрушают его структуру и приводят к тирании. Подозреваю, что Гиббон был бы крайне удивлён, если бы узнал, что подобные заявления были записаны еврейскими мудрецами почти за два тысячелетия до него!

Уже многие годы в лоно религиозного еврейского общества вливается обширный поток баалей тшува — людей, выросших в светских семьях, но избравших для себя религиозный образ жизни. Как это ни удивительно, многих привлекает именно серьёзный подход к отношениям между полами, превалирующий в религиозном обществе.

Они видят, как такие правила поведения ведут к прочным и счастливым семьям, уделяющим много времени и внимания воспитанию детей.

Думаю, что современному человеку, вместо того, чтобы высмеивать древние обычаи, или ужасаться им, стоит в первую очередь проверить: не подходят ли эти обычаи и мне. Дети разводов, которых с горем пополам вырастила их двоюродная бабушка, со слезами на глазах молят нас вернуться к древним моральным нормам.

С уважением, Б. Н.

http://www.beerot.ru/?p=48303