Распорядок дня

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3634

Здравствуйте, рав Реувен. Расскажите, пожалуйста, если возможно, про распорядок дня Ваш и рава Игаля: в котором часу вы начинаете свой день, и до которого часа. Хочу определить, когда лучше бодрствовать, чтобы совпадать по времени с праведниками. Спасибо, заранее благодарю за ответ!


Уважаемый…,

Вы правильно делаете, что желаете учиться у праведников. Однако, к сожалению, я далек от определения «праведник». У праведников надо учиться жизни, а не просто подражать им. В любом случае, невозможно вести себя в точности так, как ведет себя тот или иной праведник, поскольку у каждого человека есть свои особенности. Тем не менее, можно и нужно учить из их поступков важные принципы поведения.

Приведу Вам слова Рамхаля в книге «Дерех Ашем» о правильном распорядке дня. Разумеется, сложно использовать его слова в качестве практического руководства, но из них можно выучить, что, с точки зрения Торы, является идеалом в данном вопросе.

Относительно времени, определенного Творцом для сна, Рамхаль пишет следующее: «Высшая Мудрость распорядилась, чтобы ночью властвовали силы нечистоты, распространяясь повсюду, куда они могут прилепиться, распуская по миру свои порождения. Подразумевается, что в это время люди вернутся в свои дома, чтобы спать и отдыхать до утра, когда будет отобрана власть у сил зла и их порождений, и люди снова отправятся заниматься своими делами до вечера... И необходимо знать, что хотя, говоря обобщенно, ночь называется временем власти сил нечистоты, на самом деле это верно только по отношению к первой половине ночи. Но в полночь Всевышний начинает посылать Свой свет и благоволение во все миры, и силы нечистоты лишаются власти; их порождения изгоняются из обитаемых мест, и начинает пробуждаться сияние дня, которым обновится все творение».

Выходит, что, по словам Рамхаля, время, наиболее подходящее для сна, это первая часть ночи. Вторая половина ночи определена Творцом для изучения Торы. И так пишет Рамбам (Законы изучения Торы, 3:13): «Хотя заповедано учиться днем и ночью, большую часть своей мудрости человек приобретает ночью; поэтому тот, кто хочет удостоиться короны Торы, должен посвятить учебе все ночи, и ни одну из них не потерять на сон, еду, питье или разговор и тому подобное. А должен заниматься лишь изучением Торы … И на каждого, кто ночью занимается Торой, и днем изливается милосердие… А каждый дом, в котором ночью не слышны слова Торы, пожирает огонь».

Относительно времени, наиболее подходящего для утреннего пробуждения, мы учим из Шульхан Аруха (Орах Хаим, 1:1), что предпочтительно вставать до рассвета, как сказал царь Давид: «…пробужу я рассвет», то есть: «Я пробуждаю рассвет, а не рассвет будит меня», чтобы помолиться и прославить Г-спода сразу же с восходом солнца.

Дополнение рава Игаля Полищука. В распорядке дня очень важно, с одной стороны, учесть наши обязанности перед Всевышним, а с другой – наши личные особенности: характер, обстоятельства жизни.

Распорядок дня должен быть таким, чтобы человек полноценно исполнял постоянные ежедневные заповеди: вовремя прочесть Шма, помолиться с общиной и др. Кроме того, чрезвычайно важно построить распорядок дня так, чтобы заниматься Торой серьезно и вдумчиво. Например, работающему человеку стоит выделить время для учебы перед работой (так делают многие работающие бней Тора). Есть люди, которым удобнее учиться вечером (но не слишком поздно, чтобы прочесть Шма и помолиться в миньяне).

http://www.beerot.ru/?p=11683