Уважаемый раввин Реувен Куклин!
Объясните, пожалуйста, кажущееся несоответствие. В книге Берешит (9:3) сообщается, что «ВСЕ живое, ВСЕ, что двигается, будет вам пищей», а в Ваикра (11:3) разрешается есть живые существа только с раздвоенными копытами и отрыгивающие жвачку. У рыбы должна быть чешуя и плавники (Ваикра, 11:9-12), плюс запрет на употребление в пищу многих птиц (Ваикра, 11:13-21). Т.е. де-факто получается, что запрещено есть более 50% живых существ.
Шалом, Владимир, Хайфа
Уважаемый Владимир!
В книге Берешит речь идет о народах мира, потомках Ноаха. Им действительно разрешено употреблять в пищу почти все, кроме частей тела, отрезанных от животного при жизни (эвер мин а-хай). Это ограничение подчеркивает Тора в следующем стихе: «Только плоти при ее душе... не ешьте».
Стих в книге Ваикра, приведенный Вами, сообщает запреты пищи для евреев. Евреям запрещено употреблять в пищу гораздо больше половины всех живых существ. К тому, что Вы привели, добавьте еще всевозможных червей и пресмыкающихся, ведь Тора говорит (Ваикра, 11:43-44): «Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, и не оскверняйтесь ими, потому что станете нечистыми. Ибо Я – Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будете святы, ибо свят Я, и не оскверняйте ваших душ никаким гадом, ползающим по земле».
При всем этом наши мудрецы (Хулин, 109б) говорят, что, запретив различные виды пищи, Творец не забрал у евреев удовольствия от их употребления, поскольку Он сделал так, что вкус запрещенных животных можно почувствовать в разрешенной пище. Так, Гемара приводит, что есть определенная рыба, вкус мозга которой идентичен вкусу свинины. Также Талмуд приводит, что вкус печенки это вкус крови, а вкус вымени – это вкус мяса, сваренного с молоком.
С уважением, Реувен Куклин.