Запрещено скармливать животным продукты, которые пригодны в пищу человеку?

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

2093
скармливать животным

Уважаемый рав!

Во время посещения национального зоопарка, мы решили подкормить рыбок, плавающих в бассейне, остатками бутербродов, которыми нас снабдили родители перед походом в зоопарк. Находящийся рядом ортодоксальный еврей, который со своим семейством тоже пришел полюбоваться чудесами творения, заметил наши намеренья и указал на табличку с надписью «Кормление животных строго запрещено!». Он сказал, что еврейский закон обязывает соблюдать правила, установленные администрацией зоопарка, даже если мы уверены, что еда не повредит рыбкам. Кроме того, нарушая общественные нормы, еврейские мальчики в кипах, возможно хулят имя Творца прилюдно. А еще он сказал, что ему помнится, что есть проблема скармливать животным продукты, пригодные в пищу человеку. По двум первым вопросам все понятно, и мы, конечно, вежливо поблагодарив этого человека, не стали кормить ни рыбок, ни других животных.

Но хотелось бы выяснить насчет последнего, так ли это? У кого-то из нас дома есть кошка, у кого-то собака, хомячки, кролики, черепахи. И иногда мы подкармливаем их тем, что сами едим. И не только мы, насколько я знаю. Каков же всё-таки закон?

С уважением, Эдик.


Это радует, что по первым двум вопросам вам все понятно, что вы приняли во внимание слова посетителя зоопарка и решили не кормить зверей.

Что касается запрета кормить животных пищей, пригодной человеку в еду, дело обстоит несколько проще.

На самом деле в трактате «Таанит» (20б) приводится мнение, согласно которому запрещено скармливать животным еду, которая пригодна в пищу людям. Раши предлагает два объяснения этого закона: либо это является пренебрежением по отношению к еде и выражением неблагодарности Тому, кто нам эту еду дарует, либо это запрещено из-за пустой траты имущества, тогда, когда Тора с особой бережностью относится к еврейскому имуществу. Великий мудрец Торы эпохи ришоним, Меири, от имени своего предшественника Раавада несколько ограничивает этот запрет. Он доказывает, что только едой, предназначенной человеку и специально подготовленной ему в пищу, запрещено кормить животных. (На основании мишны из трактата «Шабат» (156б), где сказано, что в субботу разрешено нарезать тыкву для того, чтобы накормить домашний скот).

Но продукты питания, которые не приготовили в пищу человеку, а также продукты, которые могут испортиться, разрешено скармливать животным.

Автор комментария «Маген Авраам» на «Шулхан Арух» (раздел «Орах Хаим», гл. 171, п. 1) установил закон в соответствии с этим запретом из трактата «Таанит». В примечаниях «Махацит а-Шекель» к тому же месту «Шулхан Аруха» их автор пытается оправдать тот факт, что повсеместно, не задумываясь, кормят животных «человеческой едой». Он пишет, что народ полагается на второе объяснение запрета, высказанное Раши, и скармливают животным пригодную для людей пищу, только из-за отсутствия более дешевого корма. То есть, это разрешено в случае, когда не происходит напрасной траты дорогих продуктов. А Хафец Хаим в примечаниях «Шаарей Циюн» (гл. 171, п. 13) считает, что в случае, когда нет другой возможности, нет запрета и согласно первому объяснению Раши.

Ряд авторитетных законоучителей считает, что приведенный в Талмуде запрет не был принят в качестве закона.

Эту точку зрения отстаивают авторы книг «Элияу Раба» и «Маген а-Гиборим», автор примечаний «Хатам Софер» к «Шулхан Аруху» (там же), рав Хайм Йосеф Давид Азулай (а-Хида) в книге «Петах Эйнаим («Таанит», там же) и др. Каждый из вышеназванных авторов приводит в поддержку своей позиции весомые доказательства, в которые мы, к сожалению, не можем углубиться в рамках краткого ответа. Так, например, Яавец в примечаниях к тому же месту из трактата «Таанит» указывает на мишну из трактата «Маасрот» (3:4), где говорится о том, что в корм скоту использовали плоды рожкового дерева. Автор книги «Ялкут а-Гершуни» (раздел «Орах Хаим», «Кунтрэс Оэль Йосэф», примеч. 63) доказывает, что, по мнению «Тосафот» («Ирувин» 21а), нет запрета кормить животных едой, пригодной в пищу человеку.

От себя могу заметить, что приведенная выше мишна из трактата «Шабат», разрешающая нарезать тыкву в корм скоту, установлена в качестве закона (см. «Шулхан Арух», раздел «Орах Хаим», гл. 324, п. 6). В «Шулхан Арухе» (там же, гл. 321, п. 12) приведен также закон, гласящий, что в субботу разрешено крошить хлеб курам. А автор «Мишна Бруры» упоминает об обычае рассыпать птицам крошки в «Шабат Шира». Представляется, что авторы этих источников также считали, что приведенный в трактате «Таанит» запрет не принят в качестве закона.

Однако ту часть хлеба, на которую было произнесено благословение «Выводящий хлеб из земли» («амоци лехем мин а-арец»), а также часть, примыкающую к ней, запрещено скормить животному или птице, так как это является проявлением пренебрежения к заповеди («Мишна Брура», гл. 167, п. 97).

Некоторые законоучители разграничивают между разными ситуациями:

Так, например, сын автора примечаний «Хатам Софер», автор респонс «Ктав Софер» (раздел «Орах Хаим», п. 33) считает, что своих животных разрешено кормить «человеческой едой», а чужих – запрещено.

А в респонсах «Бейт Ицхак» (раздел «Орах Хаим», п. 79) автор доказывает, что запрет, упомянутый в комментарии «Маген Авраам», распространяется только на следующую ситуацию: пища не была испорчена, когда животное начало ее есть. Только в этом случае проявляется пренебрежение к милосердию Творца, дарующему нам пропитание.

Рав Ицхак Зильберштейн в книге «Хишукей Хемед» («Шабат» 77б) пишет, что существует особенный запрет кормить рыб, змей и свиней пищей, пригодной для человека, и приводит из книги «Июн Яаков» («Таанит», там же) причины этого запрета.

Подводя итог сказанному, можно оправдать тех, кто в качестве корма для животных (особенно своих) использует пищу, пригодную человеку (см. «Минхат Ицхак», ч. 3, п. 45). Однако, поскольку вопрос спорный и, как мы видели, существует ряд ограничений, по возможности для представителей животного мира следует стараться обходиться кормом, который не годится в еду людям.

С уважением, Л. Н. Злотник

http://www.beerot.ru/?p=40401