Когда делают выкуп первенца?

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

1538
выкуп первенца, выкупать первенца

Уважаемый рав!

После трех лет ожиданий нам Всевышний, хвала Ему, подарил сына! Вчера было обрезание, а теперь, Б-г даст, нас ждет выкуп первенца: первый ребенок, сын, обычные роды, ни я, ни жена не коэны и не левиты (или мы что-то не учли?). Хотели бы выяснить о наиболее правильном выборе времени для исполнения этой великой заповеди. На всякий случай указываем время родов: ночь со вторника на среду (после выхода звезд).

С уважением, семья Ковыль.


Уважаемая семья Ковыль!

Мазаль тов! Поздравляю с рождением и обрезанием сына и желаю Вам вырастить его к Торе, хупе и добрым делам!

В Торе сказано: «И первенца, начиная с того времени, как ему исполнится месяц, выкупи»[1].

То есть, выкуп первенца происходит после того, как пройдет месяц со времени его рождения. Можно его выкупить и позже, но в отношении заповедей есть правило: их следует постараться исполнять сразу же, как только представиться такая возможность. Но в любом случае, до этого срока выкупить первенца невозможно.

Продолжительность лунного цикла, что именуется месяцем на языке Торы, — это 29 дней, 12 часов, 42 минуты и 3 секунды. Можно назвать и доли секунды, но ограничимся этим. В Талмуде[2], однако, говорится, что должно пройти 30 дней. Великие законоучители[3], комментируя слова Талмуда, пишут, что под тридцатью днями подразумевается приведенное выше время. Однако отнюдь не все согласны с такой трактовкой слов Талмуда[4]. Они считают, что всякий раз, когда в Торе сказано: «месяц», подразумеваются 30 полных дней, а не точное время, за которое луна успевает завершить свой цикл. Закон установлен в соответствии с последним мнением[5].

Таким образом, время, с которого разрешено выкупать первенца, – это всегда четыре недели и два дня после родов. Т.е. в случае с Вашим сыном, который родился в среду, выкуп приходится на пятницу через 4 недели, что является 31 днем его жизни.

На первый взгляд, возможное время для выкупа первенца согласно первому мнению, наступает раньше, чем по второму, ведь 29 с половиной это меньше, чем 30. Но в действительности это не совсем так. Если отсчитывать 30 полных дней после рождения ребенка (т.е., поступать согласно второму мнению, которое является основным), даже если ребенок родился перед самым заходом солнца, сразу после выхода звезд начинается второй день после родов, и уже в начале 31 дня можно выкупать малыша. Но если сделать расчет по первому мнению, то к этому времени еще не успеет пройти 29 дней, 12 часов и т.д.

Зачем я вам все это рассказываю? Ну, конечно дополнительная информированность не помешает. Но не только! Поскольку Вы принадлежите к ашкеназской общине, при выборе времени выкупа первенца нужно учесть в качестве устрожения и первое мнение[6].

Поэтому у ашкеназов не принято устаивать выкуп первенцев ни ночью (как только начался 31 день), ни рано утром, а только днем, когда в большинстве мест земного шара успевает пройти 29 дней, 12 часов, 42 минуты и 3 секунды после родов, даже если ребенок родился перед самым заходом солнца.

И даже в таком случае, как у Вас, когда ребенок родился ночью, все равно, придерживаясь ашкеназского обычая, выкуп следует назначить не ночью начала пятницы, а после полудня кануна субботы. Замечу, что трапеза по случаю выкупа первенца, которую устраивают в канун субботы, не должна быть слишком обильной, чтобы участвующие в ней могли с удовольствием исполнить заповедь вечерней субботней трапезы.

В завершении хотелось бы благословить Вас и Вашего первенца теми словами, которые произносит коэн во время выкупа: "Пусть уделом этого мальчика будет жизнь, изучение Торы и трепет перед Всевышним. Да будет угодно Творцу, чтобы так же, как он удостоился быть выкупленным, ему будет дарована честь прийти к Торе, к хупе и к добрым делам. Амен!"

С уважением, Лейб Нахман Злотник.

  1. Бамидбар 18:16.
  2. «Бхорот», 12б.
  3. «Ирэим», заповедь 353; «Эшколь», ч. 2, стр. 139; «Байт Хадаш», «Йорэ Деа», гл. 305; «Сифтей Коэн», там же, п. 19.
  4. См., например, «Маген Авраам», 339:8; «Арух а-Шулхан», 308:42 и др.
  5. См. «Мишна Брура», 339:28; «Игрот Моше», «Йорэ Деа», ч. 1, п. 196.
  6. «Питхей Тшува», «Йорэ Деа», 305:17.

http://www.beerot.ru/?p=47452