Кто и когда отменил постановление Эзры?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1504
постановление Эзры

1. А кто и когда отменил постановление Эзры о запрете учить Тору и произносить некоторые молитвы после семяизвержения и до очищения в микве?

2. Возможна ли в наше время отмена постановлений современных мудрецов (и мудрецов прошлых поколений) только на основании того, что большинство евреев эти постановления не выполняют (или не выполняли)?

М. Шлепаков


Уважаемый господин Шлепаков!

Действительно, постановление Эзры было отменено. Как известно, есть правило, по которому отменить постановление мудрецов может только суд, превосходящий суд, издавший постановление, по количеству членов и по мудрости. Однако, к данному случаю это правило не относится, так как это постановление так никогда и не распространилось в народе. Видя, что из-за необходимости окунаться, люди меньше занимаются изучением Торы, и хуже выполняют заповедь плодиться и размножаться, мудрецы отменили необходимость окунаться в микве перед молитвой и изучением Торы. (См. Шулхан Арух 88:1 и комментарии там.)

Нам неизвестно точно, кто именно отменил это постановление. Уже во времена Талмуда были мудрецы, которые считали, что это постановление аннулировано, и нет обязанности ему следовать. На сегодняшний день у нас есть вполне однозначная традиция, что это постановление было отменено. (Хотя и сегодня есть праведники и люди, стремящиеся к духовному росту, которые следуют постановлению Эзры. См. Мишна Брура 88:4. Однако, они не утверждают, что есть обязанность следовать этому постановлению. Сохранилась только чистота, которую можно приобрести, следуя предписанным мудрецами способам очищения.)

Тем не менее, следует задуматься о том, как следовало себя вести людям сразу же после того, как Эзра ввел это постановление. Совершенно очевидно, что если великий мудрец и праведник, неоспоримый лидер еврейского народа считал, что всему народу требуется следовать определенному закону, то была необходимость и обязанность подчиниться ему. Вне всяких сомнений, те, кто после принятия постановления начали строго следовать всем его деталям, заслуживают награды, а те, кто не подчинился ему — наказания.

Несмотря на это, большинство народа оказалось не в состоянии выполнять этот закон, и в конце концов он был отменен.

Что касается второй части Вашего вопроса, на него можно дать ответ, изучив историю постановления Эзры.

Постановление мудрецов может быть отменено при соблюдении двух условий:

  1. Это было постановлением, которое большая часть общества с самого начала оказалась не в состоянии выполнить.
  2. Мудрецы и лидеры одного из поколений пришли к выводу, что это постановление входит в категорию непринятых постановлений, и из-за этого разрешили не следовать ему. Ведь именно так произошло с постановлением Эзры — мудрецы Талмуда определили, что это постановление не является обязательным. Только после этого законоучителя смогли написать, что оно аннулировано. Мы, со своей стороны, не можем самостоятельно решать, какие постановления действительны, а какие уже отменены.
Необходимо отметить, что под «большинством народа» конечно же подразумевается народ, который признает и выполняет Тору и ее заповеди и, по крайней мере в большинстве случаев, повинуется словам мудрецов и раввинов своего времени. Евреи, которые не принимают Тору, хоть и остаются евреями, не рассматриваются как часть общества, которая может определить судьбу постановлений мудрецов.

Кроме того, хотелось бы еще раз подчеркнуть, то тот, кто не следует действительному постановлению мудрецов, заслуживает наказания. Тот, же, кто следует постановлению, которое часть общества не принимает, или не может принять, несомненно навлекает на себя благословение и проявляет трепет перед Творцом и перед мудрецами Торы.

(И см. Брахот гл. 3, мишна 4, где постановление Эзры обсуждается более подробно.)

С уважением,

Берл Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=41424