Может ли еврей торговать некашерными продуктами?

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

3076
торговать некашерными продуктами

Уважаемый рав!

Мой друг еврей живет в Германии и считает, что было бы весьма прибыльно открыть так называемый «русский магазин», то есть магазин, торгующий традиционно русскими продуктами. Среди продуктов есть такие, у которых нет проблем с кашерностью, а некоторые из них явно некошерные, так что придется, в том числе, торговать некашерными продуктами. Замечу, что клиентура в подавляющем большинстве состоит из неевреев. Можно ли так поступать?


В «Шулхан Арухе» («Йоре Деа», 117) установлен закон, что всякими продуктами питания, запрещенными еврею по Торе, запрещено торговать. Источник этого закона — мишна из трактата Швиит (7:3). По мнению большинства мудрецов-ришоним, данный запрет является запретом из Торы (Тосафот в Псахим, 23а; Рош в Бава Кама, 79б и «Немукей Йосеф», там же; «Ор Заруа», 330). По мнению автора «Мишне ле-Мелех» («Законы о запрещенной пище», 8:18) так считал и Рамбам. Также считали и «При Хадаш» («Йоре Деа», 1), раби Акива Эйгер (респонсы, «Таньяна», 32), Мааршаль в книге «Ям Шель Шломо» (Бава Кама, 7:36) и многие другие. И хотя автор очень серьезного сборника респонсов «Трумат а-Дешен» (200) считал, что это запрещено мудрецами, многие оспаривают это мнение.

Продуктами, которые запрещены еврею в пищу постановлением мудрецов, разрешено торговать («Шулхан Арух», там же). Фруктами, овощами и зеленью, содержащими насекомых, разрешено торговать (хотя насекомых запрещено употреблять в пищу по Торе), так как продают продукты питания, а не насекомых. Теми продуктами питания, которые сложно или тем более невозможно очистить от насекомых, согласно некоторым мнениям, запрещено торговать. В отношении этого вопроса каждому нужно отдельно выяснить у раввина, как следует поступить.

Свиней запрещено разводить и торговать их мясом в любом случае и в любом месте (Бава Кама, 79б, «Шулхан Арух», «Хошен Мишпат», 409). Другими видами животных, запрещенными еврею в пищу, которые обычно используют не для еды, как, например, лошадьми, ослами, верблюдами и прочими разрешено торговать, за исключением тех мест, где принято употреблять в пищу их мясо.

Разрешено приобретать продукты, запрещенные еврею в пищу по Торе, если их собираются использовать в корм животным. Согласно некоторым мнениям это разрешено только в случае, если эти продукты непригодны для человека. Другие считают, что даже если эти продукты, в принципе, съедобны для человека, но люди их не употребляют в пищу из-за того, что на упаковке указано, что это корм для животных, их разрешено приобретать. Подобно этому, разрешено торговать кормом для животных, изготовленном из продуктов, запрещенных еврею в еду, при условии, что они либо не пригодны в пищу людям (первое мнение), либо если даже они пригодны в пищу, но люди их не едят из-за того, что на упаковке указано, что они являются кормом для животных (второе мнение).

Разрешено быть посредником между двумя неевреями, торгующими продуктами питания, запрещенными еврею по Торе, при условии, что еврей будет участвовать в сделке только косвенно (респосны «Хатам Софер», «Йоре Деа», 105 и другие законоучителя).

Разрешено быть компаньоном нееврея, торгующего продуктами, запрещенными еврею в пищу по Торе. При этом необходимо, чтобы еврей не участвовал ни в приобретении товара, и ни в сбыте его: он только вкладывает в сделку свои средства и получает свою часть прибыли.

Если у еврея в одноразовом порядке оказались некошерные продукты, например, забили животное, и оно оказалось «трефой» (с физическим недостатком, запрещающим его в пищу еврею), получил в подарок, унаследовал, нашел, приобрел по ошибке и тому прочее, — то их разрешено продать нееврею.

Разрешено ли еврею работать продавцом в магазине, торгующим некошерными продуктами, или поваром на кухне, готовящей некошерные блюда для неевреев, вопрос спорный. В большинстве случаев это разрешено, но желательно в каждой конкретной ситуации выяснить у знающего раввина, как следует поступить.

Мы коснулись только некоторых основных элементов данной темы, которая весьма сложна и обширна. Для более детальной информации по теме (и в каждом частном случае) нужно проконсультироваться с компетентным раввином.

Примечание рава Игаля Полищука:

Видится важным добавить, что, безусловно, среди клиентов подобного магазина могут оказаться и евреи. Ответ касается только ситуации, когда еврей продает некошерную пищу нееврею. Поэтому, даже несмотря на то, что евреи могут купить запрещенную пищу (даже если она запрещена только мудрецами) и в другом месте, ситуация с открытием «русского магазина» весьма проблематична.
Важно также напомнить себе, что заработок — от Всевышнего и предопределен в Рош а-Шана и Йом Кипур. Нам лишь дан выбор, как его удостоиться. В книге «Ховот а-Левавот» приводится очень точное сравнение: мы можем выбрать, пить ли нам воду из болота или из чистого источника. Именно деньги, заработанные без нарушения, являются источником благословения.

http://www.beerot.ru/?p=37040