Можно ли слушать Мегилат Эстер используя слуховой аппарат?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1244
слуховой аппарат

Можно ли слушать Мегилат Эстер, используя современный цифровой слуховой аппарат, который по техническим характеристикам ничем не уступает живому голосу? Слабослышащий не освобождён от заповеди (в отличие от глухого).


Шалом алейхем!

Ваш вопрос содержит в себе несколько аспектов. Прежде всего, сказано в Шульхан Арух параграф 689 пункт 2 и там же в Биур Алаха, что человек, который способен говорить, но не слышит, по всем мнениям обязан читать Мегилу. Поскольку мудрецы учат из закона чтения "Крият Шма" правило чтения Мегилы, что тот, кто читает шепотом, так, что он сам себя не слышит, все же выполнил заповедь, хотя изначально так читать неправильно.

Однако, когда человек не умеет читать Мегилу, чтение которой требует навыков, то есть большая вероятность, что в его чтении будет много ошибок. Ведь даже одно неправильно произнесенное слово, дающее другой смысловой оттенок, уже делает чтение Мегилы недействительным.

Можно ли выполнить эту заповедь при помощи слухового аппарата - представляет довольно серьезное разногласие законоучителей.

Поэтому, если человек владеет ивритом, надо постараться (даже если это стоит денег) организовать чтение без звуковых помех. А именно, обеспечить, чтобы плохо слышащий мог находиться прямо возле громко читающего чтеца. Если отдельные места в Мегиле он плохо расслышал, то он может восполнить этот участок, быстро прочитав его из печатного текста лежащего перед ним и "догнав" чтеца, продолжить слушать его. Максимальный участок, который разрешается восполнить чтением из печатного текста – меньшая часть Мегилы.

В ситуации, когда нет возможности слушать чтение Мегилы, как этого требует закон, т.е. в синагоге и т.п., следует договориться с чтецом, чтобы он прочитал для Вас индивидуально, так, чтобы Вы слышали каждое слово, а пропущенные слова попросить повторить (это может стоить денег). Однако хочу напомнить, что кашерное чтение Мегилы – это основная заповедь праздника Пурим.

Теперь, касаясь подробней Вашего вопроса, заметим, что по мнению рава М. Файнштейна, есть основания считать, что если человек слышит голос читающего Мегилу, воспроизводимый электротехникой, то он выполняет заповедь чтения Мегилы.  Однако,  по его мнению, нельзя разрешить подобную практику. К тому же, есть немало законоучителей, которые утверждают, что голос, воспроизводимый электротехникой, не может считаться "голосом", для выполнения заповеди чтения Мегилы или любой другой заповеди.

Поэтому, когда стоит вопрос, что либо человек будет слушать чтение Мегилы через слуховой аппарат,  или посредством динамиков, или же вообще не сможет выполнить заповедь, то такое чтение лучше, чем ничего.

Конечно же, человек, который будет выполнять чтение и произносить благословения  на чтение Мегилы и другие благословения этого дня, имеет право их произносить, если он сам или кто-то из присутствующих с ним, выполняют заповедь чтения Мегилы по всем правилам. Тогда он выводит в этих благословениях также и слушающего через электроаппарат.

Однако, безусловно, нельзя разрешить воспользоваться таким решением, когда человек хорошо слышит, только ему затруднительно добираться до места, где читают Мегилу.

Пурим Самеах!

Игаль Полищук

http://www.beerot.ru/?p=61722