Правда ли, что живущим в Земле Израиля запрещено покидать Израиль?

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

43899
покидать израиль

Здравствуйте уважаемый рав!

Мы с мужем на старости лет собрались посетить разные страны мира, но сын сказал нам, что покидать Израиль тем, кто уже в нем живет, весьма нежелательно, а иногда и запрещено. Хотелось бы поподробнее познакомиться с законами, связанными с вопросом выезда из Израиля.

Заранее благодарны, Е. и П. Боровик, Беер Шева.


Уважаемая чета Боровик!

Вы задаете очень обширный вопрос, связанный с заповедью заселения земли Израиля, о которой в мидраше («Сифри», Дварим, гл. 80) сказано, что ее важность приравнивается к важности всех заповедей Торы вместе взятых. Великий знаток Торы современности рав Дов Йаффе в книге «Леавдэха беЭмет» (гл. «Лех Леха») пишет, что сказанное в книге «Зоар», что Всевышний сообщил нашему праотцу Аврааму, что его истинное предназначение в мире может раскрыться только в Земле Израиля, в полной мере, обращено и к нам, потомкам Авраама. Эрец Исраэль – это самое святое место в мире («Килаим» 1:6), тем, кто живет в Эрец Исраэль, Творец прощает грехи («Ктубот» 111а и Рамбам гл. 5 из «Илхот Млахим», п. 11).

В Талмуде («Бава Батра» 91а) приводится, что только в случае массового голода разрешено покидать Эрец Исраэль и переезжать жить за границу.

Там же указано, о какой степени голода идет речь. И закон установлен в соответствии с тем, что сказано в Талмуде (см. Рамбам, там же, закон 9; «Пеат а-Шулхан», «Законы Эрец Исраэль», гл. 1, п. 14; «Мишпатэй Арец», гл. 11, п. 14). Причем Рамбам пишет, что, хотя по букве закона в случае голода разрешено покидать Землю Израиля, но в качестве исполнения воли Творца на более высоком уровне, человеку не следовало бы пользоваться данным разрешением. Основанием для такого заявления Рамбама послужили слова раби Шимона бар Йохая, который в свою очередь вывел это из книги Рут. Там рассказывается, что главы еврейского народа того поколения Элимелех и его сыновья Махлон и Кильон, которые покинули Землю Израиля в час, когда в ней царил голод, умерли, не оставив потомства, как наказание за то, что не остались в святой Земле.

Не только переехать из Израиля за границу навсегда или на длительное время запрещено, но даже покинуть его на короткое время не разрешено, как мы видим это в других местах Талмуда («Гитин» 76б; «Кидушин» 31б) и так постановил автор «Шулхан Аруха» (раздел «Орах Хаим», гл. 531, п. 4).

Покинуть Святую Землю на некоторое время разрешено в следующих случаях:

если цель поездки более эффективное изучение Торы, чем этого возможно достичь, живя в Израиле; для того, чтобы найти невесту; для спасения людей; ради заработка («Авода Зара», 13а и Иерусалимский Талмуд, «Санэдрин», конец гл. 10). Когда говорится о заработке, речь идет не только о человеке, который не может найти источники пропитания в Израиле и едет за границу в попытках достичь прожиточного уровня, но и о ситуации, когда человек выезжает за границы Израиля, для того чтобы увеличить свои и без того немалые капиталы («Моэд Катан» 14а и «Шулхан Арух», там же с комментариями «Маген Авраам»).

«Шулхан Арух» (там же) и «Мишна Брура» (там же, п. 14) считают, что временно поехать за границу разрешено не только ради занятий Торой, спасения людей и женитьбы, но и для исполнения любой другой заповеди, которую невозможно исполнить в Израиле. Согласно мнению автора книги «Тшувот Вэ-Анагот» (ч. 5, п. 393), «временно покинуть Израиль» — это означает уехать менее чем на 30 дней. Поездку за пределы Израиля в целях заработка, мудрецы не ограничили определенными временными рамками. Во-первых, потому, что трудно вести дела, будучи ограниченным тридцатью днями. Во-вторых, из-за опасения, что если установить подобное ограничение, некоторые люди изначально не захотят репатриироваться в Израиль.

Автор комментария к «Шулхан Аруху» «Маген Авраам» (там же, п. 7) пишет, что для того, чтобы встретиться с родственниками или друзьями, которые живут за границей, также разрешено временно выехать из Израиля, так как это считается исполнением заповеди. Но покинуть Эрец Исраэль даже на короткое время просто ради развлечения запрещено («Шулхан Арух», там же; «Мишна Брура», там же). Однако если истинная цель путешествия – это знакомство с чудесами творения Всевышнего, чтобы воздать ему славу и величие, что является заповедью, и, возможно, разрешено («Шэвет а-Леви», ч. 5, п. 175; «Хишукей Хемед», «Бава Батра», 73а).

Границы Земли Израиля не совсем соответствуют границам современного Израиля – как сухопутные, так и водные. Так, например, израильский южный курортный город Эйлат находится за пределами Эрец Исраэль («Ор ле-Цион», ч. 3, п. 23). С другой стороны, северные рубежи Израиля, в основном, соответствуют границам Святой Земли, определенным Торой.

Многие люди в последнее время задают вопрос о том, разрешено ли выезжать за пределы Израиля для того, чтобы посетить могилы праведников и помолиться на них. Ответ на этот вопрос зависит от того, является ли посещение могил праведников исполнением заповеди Творца. Так, например, автор комментария к «Шулхан Аруху» «Питхей Тшува» (раздел «Йорэ Дэа», гл. 372, п. 2) от имени автора респонс «Бейт Кеуна» пишет, что это не является определенной заповедью или явным проявлением почтения к мудрецам. Но автор респонс «Сдэ а-Арэц» (ч. 3, раздел «Эвен а-Эзэр», п. 11) считает, что, возможно, это является исполнением заповеди, как мы видели это в истории с Калевом бэн Йифуне, который, придя в Святую Землю, отправился в Хеврон с целью молиться на могиле праотцов («Сота» 34б). Автор книги «Сдэ Хэмед» (ч. 6, маарэхэт 11, п. 1) замечает, что слова автора книги «Сдэ а-Арэц» относятся исключительно к ситуациям, когда посещение могил праведников никак не может помешать служению Творцу при исполнении других заповедей. Он пишет так также, что, чем тратить деньги на поездку за границу для того, чтобы посетить могилы праведников, более правильно было бы эти средства пожертвовать неимущим. Следует упомянуть слова автора книги «Пеат а-Шулхан» (гл. 1, п. 3) о том, что молитвы, которые произносят в Эрец Исраэль, принимаются Всевышним с большим желанием, чем те, что произносят за её пределами. Молитвы, которые произносят в странах диаспоры, для того, чтобы «подняться» к Творцу, должны предварительно «пройти» через Эрец Исраэль. Согласно этому, нет особого смысла выезжать за границу для того, чтобы молитвы были приняты Всевышним с большим желанием. Кроме того самым святым местом после разрушения Храма всегда была и остается Стена Плача.

В случае, когда речь идет о коэнах, в дополнении к сказанному, следует учитывать также ряд вопросов, как, например то, что постановил автор «Шулхан Аруха» в разделе «Йорэ Дэа», гл. 369, п. 1), вопрос о полетах над территорией кладбищ и пр.

Приведенные выше ограничения в вопросе выезда из Израиля в особой степени относятся к тем, кто родился в Израиле.

В мидраше «Танхума» («Танхума йашан», «Толдот», п. 26) говорит раби Ошия: «Сказал Святой, благословен Он, нашему праотцу Ицхаку: «Твой отец, который пришел в Святую Землю из-за границы, спускался в Египет. Но ты, рожденный в Святой Земле и являющийся Моим беспорочным жертвоприношением, как можешь спуститься в заграницу?!»». В книге «Алей Тамар» («Брахот», гл. 3) выводится из этих слов мидраша закон о том, что запрет выезда из Израиля особо строг по отношению к тем, кто родился в Израиле.

Вот вкратце основные принципы поднятого Вами вопроса. Если после знакомства с этими принципами Вы продолжаете чувствовать потребность в поездке за границу, Вам следует в индивидуальном порядке выяснить у раввина, как следует поступить.

С почтением, Лейб Нахман Злотник

http://www.beerot.ru/?p=40277