Святость Имени Творца

Дата: | Автор материала: Рав Михаэль Каминский

1598

Скажите, пожалуйста, является ли грехом использование Имени Б-га при названии организации, собрания?

Например, «Свидетели Иеговы». Заранее спасибо за ответ.

Константин


Благословен Он, и благословенно Его Святое, Славное и Грозное Имя, за то, что Он выбрал нас среди народов и дал нам познать Его Святое Имя, сказав Моше Рабейну (Шмот, 3:15): «Это Имя Мое вовеки, и это памятование Мое из рода в род».

Иными словами, Его «особое» Имя, которое вы неосторожно упомянули в вопросе (хотя мы не беремся утверждать, что оно произносилось именно так, - дополнение от рава Игаля Полищука), «скрыто» от нас. Простым смертным не позволено пользоваться им ни в коем случае, кроме как из уст коэнов – священнослужителей в Храме (см. Раши там). И далее пойдет речь о Его семи Именах, перечисленных Рамбамом (Йесодей а-Тора, 6:2).

И из любви к нам милостиво позволил нам Творец, Благословен Он, упоминать Его Святое Имя в наших молитвах и учебе даже более, чем позволено ангелам-служителям, которые произносят Его Имя после трех слов – «Свят, Свят, Свят Г‑сподь…», а мы, Им избранный народ, после двух – «Слушай, Исраэль! Г‑сподь…» (Хулин, 91б).

И вместе с тем предостерег нас Всевышний, Благословен Он, от упоминания Его Имени напрасно, сказав (Шмот 20:7): «Не возноси Имени Г-спода напрасно, ибо не простит Г-сподь тому, кто вознесет Имя Его напрасно». Ни в одной другой из десяти заповедей (не считая идолопоклонства) не упомянуто наказание, – чтобы мы знали, насколько тяжек грех напрасного упоминания Его Имени. И так сказано (Шавуот, 39а): «Весь мир был сотрясен, когда Всевышний произнес на Горе Синай «Не возноси»». И поэтому, освящая животное в храмовую жертву, человек скажет – «жертва Г-споду», а не - «Г-споду жертва», чтобы не вышло, что он сказал «Г-споду» и не сказал «жертва», и получилось, что Его Имя было упомянуто напрасно (Недарим, 10а).

И если человек по ошибке произнес Его Имя, пусть немедленно произнесет хвалу, например, скажет «Благословен Он во веки веков» или «Велик Г-сподь и прославлен весьма», чтобы не было напрасно.

И везде, где Его Имя произносят с почитанием, при учебе и молитве, заслуживают этим материального благополучия, как сказано (Шмот, 20:21): «На всяком месте, где возглашать позволю Имя Мое, Я приду к тебе и благословлю тебя». А произнося Его напрасно, приводят себя к бедности (Недарим, 7б).

Таким образом, использование Его особого Имени строго запрещено в любом случае. Использование одного из Его семи Имен разрешено при учебе Торы (согласно мнению Рава Яакова Эмдина, Шеилат Явец, 1:81) и при молитве, а использовать Его в быту, к примеру, для названия организации и т.п., не является проявлением почета и боязни. Это тяжкий грех, и в дополнение к тому служит причиной страданий и бедности. И это верно также по отношению к Его Именам на других языках (Радваз, сборник респонсов, 3:419).

(Если же в именах и названиях упоминают эти Имена Творца или части их для почета Творца, - см. комментарий Рамбана (Берешит, 33:20)).

С уважением, рав Михоэль Каминский

http://www.beerot.ru/?p=21843