Сколько хлеба разрешается есть без брахи?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1822
есть без брахи

Скажите пожалуйста, обязательно ли говорить браху на хлеб (амоци), если собираешься съесть только кусочек хлеба, и сколько грамм разрешается есть без брахи?

В какой очередности говорить благословения на еду, если не ешь хлеб, а такие продукты, как напитки, каша, овощи, фрукты? Какая браха говорится на банан, банан — это овощ или фрукт?


Уважаемый Даниэль!

Отвечаю на Ваши вопросы по порядку:
  1. Вопрос о минимальном количестве, на которое произносится благословение относится только к благословениям ПОСЛЕ еды. Что касается благословений до еды, они произносятся на любое количество. Если речь идёт о хлебе, перед тем как съесть любое количество хлеба, необходимо также омыть руки. Если Вы собираетесь есть меньше, чем кезаит хлеба, то благословение на омовение рук произносить не требуется. Если вы собираетесь съесть больше, чем кебейца, то благословение на омовение рук произносить надо. Есть количество больше, чем кезаит, но меньше, чем кебейца не стоит, так как это ввергает нас в сомнительную ситуацию. (Кезаитэто по разным мнениям от 30 до 50 мл. Кебейцапо разным мнениям от 60 до 100 мл. Следовательно, желательно избегать есть от 30 до 100 мл хлеба.)
  2. Очерёдность благословений — это достаточно сложная тема, включающая множество мнений. Но общее правило, на которое можно опереться, заключается в том, что более конкретное благословение обладает приоритетом перед более общим. Получается, что произносят мезонот, а-эц, а-адама, ше-а-коль. Ниже включаю более подробное объяснение.
  3. По мнению кодекса «Шулхан арух», банан рассматривается как овощ, так как растение, на котором он растёт, частично отмирает каждый год, и вырастает снова. Следовательно, на него произносят благословение «создавший плод земли». Однако, существует также мнение, что это фрукт. Поэтому, тот, кто по ошибке произнёс на него благословение «создавший плод дерева», не должен произносить ещё одно благословение.

Ниже привожу отрывки из комментария к мишне Брахот. В этих комментариях заданные Вами вопросы рассматриваются более подробно.

Гл. 6, мишна 4:

Чтобы внести ясность в этот столь сложный и запутанный вопрос, многие комментаторы привели короткий приоритетный список благословений. В книге Мишна Брура он выглядит следующим образом:

  1. «извлекший хлеб из земли» [הַמּוֹצִיא לֶחֶם מִן הָאָרֶץ],
  2. «сотворивший разнообразные виды питания» [בּוֺרֵא מׅינֵי מְזוֹנוֹת] на продукты, сделанные из пшеничной муки или из толченых зерен пшеницы, из ячменной муки или из толченых зерен ячменя, ржаной муки или из толченых зерен ржи, из овсяной или полбенной муки или из толченых зерен овса или полбы и на продукты, сделанные из риса — в этом порядке,
  3. «сотворивший плод виноградной лозы» [בּוֹרֵא פְּרִי הַגָּפֶן] на виноградное вино,
  4. «сотворивший плод дерева» [בּוֹרֵא פְּרִי הָעֵץ] на оливы, финики, виноград, инжир и гранат — в этом порядке,
  5. «сотворивший плод дерева» [בּוֹרֵא פְּרִי הָעֵץ] и «сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה] на все остальные виды,
  6. «по речению Которого возникло все» [שֶׁהַכֹּל נׅהְיֶה בִּדְבָרוֺ].
Семь видов обладают приоритетом перед другими видами только при условии, что они созрели. Если два вида находятся на одинаковом уровне в списке, но представитель одного из них целый, а представительно другого — нет, то следует произнести благословение на целый.

Гл. 6, мишна 2:

В трактате Брахот нет объяснения, что рассматривается как «дерево». Но в других источниках мудрецы дали определение этому понятию. В книге Тосефта[1] приводится: «Правило такое: любое [растение], из корня которого растут листья, называется «зеленью», а любое [растение], из корня которого не растут листья, называется «деревом»». В Талмуде Йерушалми[2] приводится: «если оно вырастает из ствола — это дерево; а если из корня — это зелень». Комментарий Рамо[3] добавляет: [на плоды растений,] ствол которых полностью разрушается зимой, а потом снова вырастает из корней, произносят «сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה].

Шулхан Арух[4] приводит, что на бананы произносят благословение «сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה], так как, когда оканчивается сезон, банановое дерево полностью отмирает и потом вырастает заново[5].
  1. Трактат «Килаим», гл. 3 закон 13.
  2. Трактат «Килаим», гл. 5 закон 7.
  3. Комментарий на Шулхан Арух (Орах Хаим 203:2).
  4. אורח חיים ס' רג סע' ג
  5. Вопрос о том, рассматривается ли растение как дерево, имеет решающее значение еще в одном вопросе: по закону Торы, запрещено есть плоды дерева в течение первых трех лет после его посадки. Такие плоды называются «орла» [עָרְלָה]. (См. Вайикра 19:23.)

http://www.beerot.ru/?p=44342