Вопрос о конце света

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1489
конец света

Что Вы скажете о высказывании рава Ктины в Талмуде («Санэдрин» 97а):

«Шесть тысяч лет существует мир, а одну тысячу он будет в разрушенном состоянии»?

Известно, что Рамбам считал вышеприведенное высказывание рава Ктины частным, необязывающим мнением. В «Морэ невухим» (2.29) он писал о том, что мир имеет начало, но не имеет конца. Но, например, Рашба, в отличие от Рамбама, считал, что мнение рава Ктины приведено в Талмуде потому, что оно является общепринятым и обязывающим (Респонсы Рашба 1.9)?


С Б-жьей помощью

Уважаемый К...!

Высказывание «Шесть тысяч лет существует мир, а одну тысячу он будет в разрушенном состоянии» мне безусловно известно, и это далеко не только мнение рава Ктины, изучите внимательно это место в Санедрин 97а (Про 6000 лет приводится также в Талмуде Авода Зара 9а и Рош а-Шана 31а).

Это приводит и Рамхаль как принятую истину в Даат Твунот (в издании рава Хаима Фридлендера – параграфы 92-94) и в книге Дерех аШем (Путь Б-га) – 1 часть, глава 3, параграф 9.

С Б-жьей помощью, объясню в двух словах, что там написано.

С грехом Адама и Хавы в мир пришла смерть. Скверна греха стала частью человеческого существа. Для исправления его, позволяющего подняться на задуманный Всевышним уровень совершенства, необходимо изжить и исправить все эти проявления зла в человеке при жизни. Мы исправляем это служением Всевышнему, во всех его аспектах, при жизни, а также страданиями, однако полностью изжить эту скверну из наших тел, за редчайшим исключением (например, Элияу), невозможно. Смерть и разложение тела изживают из нас остатки этой скверны, и тогда очищены от нее и готовы к оживлению мертвых. О смысле смерти и оживления человека см. Даат Твунот, параграф 72.

То, что истинно для каждого человека в отдельности – истинно для всего материального Творения в целом. Зло пропитало его, вследствие грехов Адама и Хавы и последующих поколений. Для исправления этого, материальному миру требуется «смерть» и «оживление» через тысячу лет.

После смерти человека, параллельно с разрушением тела, происходит исправление (это включает в себя и искупление грехов) и возвышение души, для их совершенного единения – без всякой примеси зла – после воскрешения.

Так же, как смерть человека – это разрушение человеческого тела, смысл которого – исправление, чтобы сделать его подобающим для получения заново очень высокой, очищенной души, так и с материальным миром, который будет разрушен тысячу лет, а в это время «душа мира» - т.е. праведники, будут пребывать в возвышенном состоянии, до обновления мира в восьмом тысячелетии – это время получения вознаграждения за служение. Однако это не постижимо нами.

Рамхаль приводит некоторые намеки и на 9-тое и на 10-тое тысячелетия. В целом, очень советую серьезно изучить книгу Даат Твунот с комментарием рава Х. Фридлендера (есть на русском языке). Хочу заметить, что, по объяснению Рамхаля (а он был величайшим каббалистом), 6000 лет – это не конец, а начало обновления.

С уважением, Игаль Полищук

Даат Твунот, параграф 72:

Сказал разум: Мы ещё поговорим об этом, с Б-жьей помощью[9]. А сейчас закончим нашу тему.

Упомянутое очищение – главное дело души в этом мире, ***** затем[10] перед ней стоят другие задачи, и здесь не место для их разъяснения[11]. А об этом мире сказано (Зоар I, Утерянный мидраш, 115): «Рабби Хия сказал: Посмотри, до тех пор, пока тело находится в этом мире, оно далеко от совершенства, после того, как оно в праведности шло прямыми путями и в праведности умерло, - совершенством своим подобно Саре»[12]. А плодом праведности его будет возвышение славы Всевышнего, который возвеличивается через совершенство своих созданий, сотворённых во славу Его. Это то, что приносят добрые дела наверх, и за это устанавливают наверху награду. Ведь как человек радует Всевышнего[13], так и воздастся ему.

Но грех – грех первого человека – привёл смерть в мир, и с тех пор не минует чаша сия никого из живущих, и нет надежды её избежать[14]. Это значит, что душе не хватает сил очистить тело до смерти. И поэтому даже полные праведники не смогли при жизни достичь совершенства, о таких сказали мудрецы: «Умерли только из-за змея»[15]. И только вернувшись в прах, окончательно избавится тело от нечистоты, внесённой ***** змеем[16]. А когда восстанет тело из праха, душа снова опустится в него, во всей силе добрых дел своих, наполненная светом, которым наслаждалась в Ган Эдене за дела свои. И свет этот окончательно очистит тело[17], излечив его от всего зла, которому оно было подвержено изначально. Объясняет это «Утерянный мидраш», глава Ваэра (113): «Сказал рабби Леви: Душа, когда она наверху[18], питается высшим светом и в него же одета, а когда в будущем мире войдёт в тело – войдёт вместе с этим светом», и там же (116): «Святой, благословен Он, держит тело под землёй до полного разложения, и тогда выйдет из него вся мерзость и нечистота»[19].

Вот теперь мы разобрались со служением человека и получением им награды: это и есть два периода, охватывающих всё существование человека. Сейчас, в нашем мире, грубое и тёмное тело полно недостатков, и душа должна нести ему свет и святость, очищая его. Когда же завершится очищение, придёт время получения награды, потому что они будут наслаждаться вечной наградой вместе [20]. *****

Теперь необходимо понять степень силы, которой душа наделена, когда она входит в тело. Очевидно, если бы сила была большой и свет её – очень сильным, то свет, данный ей телу, был бы так велик, что все недостатки восполнились бы мгновенно[21]. А злое начало – главный из недостатков, который Святой, благословен Он, пожелал вложить в человека для создания свободы выбора – не имело бы никакой власти над человеком, так, как не имеет оно власти над ангелами из-за величия света, совершенства знаний и достоинства, которыми они обладают[22]. Да будет тебе известно, о грядущих временах сказано (Йешаягу 11:9): «Не сотворят зла и разрушения на всей горе святости Моей, потому что наполнится земля знанием». И о том же времени сказано (Йехезкель 36:26): «И удалю сердце каменное из тел ваших...». И это произойдет благодаря величию души, которого она достигнет в то время[23]. С другой стороны, если бы душа не была велика по сути своей, она не смогла бы достигнуть того величия, которое предстоит ей в будущем – быть выше, чем ангелы, служащие Всевышнему.

Однако дело в том, что душа по сути своей и в корне своём велика ***** необычайно. Но для того, чтобы она пришла в тело, Святой, благословен Он, уменьшает свет и силу её, оставив их такими, которые необходимы телу в этом мире. И в это время душа подобна луне, о которой сказано (Хулин 60:2): «Иди и уменьши себя!»; а в будущем (Йешаягу 30:26) – «И будет свет луны, как свет солнца»[24]. Однако у души есть возможность подниматься ступень за ступенью до высшего предела – в соответствии с совершенством дел её. Таким образом, из-за ограничений, наложенных на душу в этом мире, она заключена в темноте тела на всё время своей миссии: выдержать экзамен и испытание дурным началом, содержащимся в человеке. Как сказали мудрецы (Зоар I, Утерянный мидраш 106): «Святой, благословен Он, создал злое начало только для того, чтобы испытать человека»; и насколько успешны будут дела души, настолько удостоится она возвышения, ступень за ступенью. Но только тогда, когда настанет время воздаяния, реализуют души свои заслуги[25] и возвысятся по делам своим, и возвышенными вернутся в тела, очищая их в час воскрешения[26], с тем чтобы насладиться вечным миром и покоем.

Итак, видим мы из этого, что у души, самой по себе, должны быть великий корень и возвышенный источник, чтобы она соответствовала своему будущему возвышению. Однако для того, чтобы в будущем принести ей добро и возвысить ещё больше, Всевышний понизил душу в её статусе,  сказав ей: «Иди и уменьши себя», дабы вошла она во тьму тела и находилась в нём все дни суетной жизни. И там дал ей закон и правосудие – всю Тору, чтобы душа соблюдала её и хранила. Эти законы относятся к душе именно тогда, когда она находится в теле. Однако ввиду того, что сила души ослаблена, и свет её померк ***** и уменьшился, тело остаётся тёмным, как мы это видим сегодня, несмотря на то, что в нём находится душа. В будущем[27] же, в соответствии с праведностью дел её, будет присуждено душе возвышение. Благодаря этому возвышению, вернувшись в тело вторично, душа с новым светом сможет сделать то, что ей не под силу сейчас, а именно очистить тело полностью, вернув ему его славную и светлую сущность, как мы объясняли выше. Т.е. если в начале, чтобы войти в тело, душа должна была ослабить свой свет, то при возвращении она, наоборот, должна прийти со всем своим светом,  дабы очистить тело полностью, как подобает.

И вот что приобретает сама душа, когда совершенствует тело: она поднимается всё выше и выше[28], прибавляя силу к силе и достоинство к достоинству[20]. И более того: даже находясь в этом мире, внутри тела, возвышается душа, и растёт её сила соразмерно делам её, поскольку нельзя сравнить душу человека, который исполняет Тору и заповеди и постигает ***** славу Всевышнего, с душой человека, которому недостаёт всего этого[29]. Однако этого возвышения не хватает для очищения тела, которое было бы заметным для глаза, за редким исключением тех единиц, которых избрал Всевышний: Моше, учителя нашего, Ханоха и Элиягу[30]. Все остальные же, хоть и заслуживают возвышения, не достигают его настолько, чтобы оно было заметно и в теле. Однако в будущем не уйдёт добро от заслуживших его, и каждый получит соразмерно делам своим.

Даат Твунот, параграфы 92-94:

Сказал разум: Мудрецы наши, благословенна их память, указали нам, что мир будет существовать шесть тысяч лет, а в седьмом тысячелетии будет разрушен, и затем Всевышний обновит его (Сангедрин 97:2). И в том же трактате (92:1) сказали мудрецы о седьмом тысячелетии: «Что будет с праведниками? Всевышний сделает им крылья, и они воспарят над водами», как сказано у пророка (Йешаягу 40:31): «Стремящиеся к Всевышнему обновят силы». Из простого смысла всего сказанного вытекает, что существует три периода времени: шесть тысяч лет; седьмое тысячелетие; обновление мира. Шесть тысяч лет мир остаётся таким, какой он есть сейчас. В седьмом тысячелетии мир ещё не будет обновлён, а праведники будут в том виде, в котором они будут воскрешены[13], только крылья добавит им Всевышний. ***** В период обновления мира Всевышний обновит его совершенно. В мире, который мы видим, вся власть принадлежит телу, как хозяину в доме, поскольку именно наш мир – место для тела. В седьмом тысячелетии праведники воспарят над землёй[14], и тело окажется за пределами своего обычного местопребывания, как человек, покинувший своё место, и как гость, остановившийся на ночлег. Тогда у тела не останется власти, кроме той, которая была у тела Моше, когда он поднялся на гору и, покинув землю, не следовал обычаям, принятым на земле. И назвали мудрецы седьмое тысячелетие «День, который весь Шабат и отдых для вечной жизни» (Сангедрин 97:2), поскольку в это время человек освобождается от всякой физической деятельности[15], сама суть которой - обыденность. Однако тело не теряет реальности своего существования до обновления мира. Период от обновления мира и далее – это то, о чём сказано (Эрувин 22): «Назавтра – получение награды». Теперь нет нужды во власти тела, т.к. оно необходимо только для служения в соответствующий период времени[16] и существует как нечто второстепенное по отношению к душе, для того, чтобы наслаждаться добром вовеки веков.

Сказала душа: Однако седьмое тысячелетие и обновление мира недоступны нашему пониманию, как же мы будем говорить о них?

Сказал разум: Мы и не будем о них говорить, хотя факт существования этих периодов и их общий характер нам известны. Это, собственно, то, что уже сказано о соотношении души и тела. Однако конкретные описания этих времён ***** нам действительно недоступны. Только период шести тысяч лет известен нам и может быть постигнут во всех подробностях, они и лягут в основу конкретного обсуждения. Два других периода известны нам только в общем: то, что тело теряет свою власть, а душа возвращается в первозданное состояние.

http://www.beerot.ru/?p=71722